Архив журнала
Применение ассистивных технологий в практике высшего образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
- 674
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена одной из актуальных проблем современной системы образования в Российской Федерации — получению качественного высшего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и условиям, которые необходимо создать в высшем учебном заведении для лиц данной категории. Одним из условий является использование ассистивных технологий (специального оборудования, технических устройств, программного обеспечения, услуг) в процессе формирования необходимых профессиональных компетенций у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Ассистивные технологии можно разделить на две группы: устройства и технологии для осуществления повседневной жизнедеятельности и устройства и технологии, применяемые в образовательном процессе для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. В статье представлен опыт работы сотрудников Центра коллективного пользования специ-альными техническими средствами обучения Северо-Кавказского феде-рального университета по обеспечению образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья в вузе ассистивными технологиями; дан аналитический обзор и приведены примеры оборудования и специального программного обеспечения, используемого в образовательном процессе вуза для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью различных нозологических групп (с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата), позволяющего воспринимать, обрабатывать и использовать информацию в доступном формате в процессе образовательной деятельности. Сформулированы основные принципы использования ассистивных технологий: рациональный анализ рынка ассистивных технологий, их обоснованный отбор; размещение устройств в образовательной организации с учетом территориальной необходимости и доступности для обучающихся различных нозологий; целенаправленная подготовка участников образовательного процесса в вузе к применению ассистивных технологий для эффективной организации учебной деятельности; создание центров коллективного пользования ассистивными технологиями.
Ключевые слова: инклюзивное образование; студенты; ограниченные возможности здоровья; особые образовательные потребности; высшие учебные заведения; специальные образовательные условия; ассистивные технологии.
Abstract: The article deals with one of the urgent issues of the modern system of education in the Russian Federation – provision of high quality higher education to persons with disabilities and creation of the necessary conditions for such persons at a higher education institution. One of the conditions consists in using assistive technologies (special equipment, technical devices, software, and services) in the process of formation of the required professional competences in learners with disabilities. Assistive technologies can be subdivided into two groups: devices and technologies for performing activities of daily living and devices and technologies used in the education process by learners with disabilities. The article presents the experience of work of the specialists of the Center for Collective Use of special technical teaching aids of the North Caucasus Federal University the main task of which is to provide the process of education of students with disabilities with assistive technologies. The article presents an analytical review and gives examples of equipment and special computer software used in the education process of the persons with disabilities of various nosological groups (with visual, auditory, and musculoskeletal disorders) allowing the students to perceive, process and use information in a feasible format in the process of education. The article formulates the main principles of application of assistive technologies: rational analysis of the market of assistive technologies and their well-thought-out selection; location of the technical devices in the education institution taking into account territorial needs and accessibility for students of different nosological groups; purposive training of the mem-bers of the education process to use assistive technologies for efficient organization of academic activity; and creation of centers for collective use of assistive technologies.
Key words: inclusive education; students; disabilities; special educational needs; higher education institutions; special educational conditions; assistive technologies.