Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена исследованию проявлений синдрома эмоционального выгорания у педагогов системы специального образования и его взаимосвязи с алекситимией и различными формами агрессии. Эти феномены изучаются как угроза психологической безопасности образовательного пространства специальных (коррекционных) образовательных организаций. Представлен теоретический анализ синдрома эмоционального выгорания, дифференцированы факторы риска его возникновения у педагогов специальных (коррекционных) образовательных организаций. Описаны результаты экспериментального изучения проявлений эмоционального выгорания и взаимосвязи его показателей с алекситимией и агрессивностью. Эмпирическое исследование проведено с помощью валидных методик (Диагностика уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко; Опросник состояния агрессии Басса — Дарки; Торонтская алекситимическая шкала) и методов ма-тематической статистики (метода ранговой корреляции Спирмена; U критерия Манна — Уитни). Обнаружено проявление эмоционального выгорания на достаточно высоком уровне более чем у половины респондентов — педагогов специальной (коррекционной) образовательной организации. Представлены данные о наличии взаимосвязи его симптомов с различными формами агрессии и алекситимией как признаком невротизации и предрасположенности к психосоматическим расстройствам. Проанализированы особенности проявлениям синдрома эмоционального выгорания в зависимости от стажа и возраста педагогов. Полученные данные имеют большое значение для оценки психологической безопасности образовательного пространства и поиска методов преодоления имеющихся рисков.
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания; эмоциональное выгорание; педагогическая психология; алекситимия; агрессивность; агрессивное поведение; психологическая безопасность; безопасность образовательной среды; педагоги специального образования.
Abstract: The article studies the manifestations of emotional burnout syndrome of teachers of the special education system and its correlation with alexithymia and various forms of aggression. These phenomena are treated as a threat to the psychological safety of the educational space of special (rehabilitation) education organizations. The authors carry out a theoretical analysis of the emotional burnout syndrome and differentiate the risk factors of its emergence among special education teachers. The study describes the results of an experimental exploration of the manifestations of emotional burnout and the correlation of its performance with alexithymia and aggression. The empirical study was conducted using valid methods (Diag-nostics of the Burnout Level by V.V. Boyko; the Bass-Dark Aggression Status Questionnaire; the Toronto Alexithymia Scale) and methods of mathematical statistics (Spearman’s Rank Correlation method; Mann-Whitney U-test.). The manifestations of emotional burnout at a sufficiently high level were found in more than half of the respondents — teachers of a special (rehabilitation) education institution. The authors provide data about the correlation of its symptoms with various forms of aggression and alexithymia as a sign of neuroticism and predisposition to psychosomatic disorders. The study analyzes the specific features of the manifestations of the syndrome of emotional burnout depending on the length of service and the age of the teachers. The data obtained are of great importance for assessment of the psychological safety of educational space and the search for methods to overcome the existing risks.
Key words: emotional burnout syndrome; emotional burnout; pedagogical psychology; alexithymia; aggression; aggressive behavior; psychological security; educational environment security; special education teachers.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.