Архив журнала
Педагогические ожидания родителей, воспитывающих ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития
- 494
- Рубрика: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Обоснована значимость изучения педагогических запросов, ожиданий родителей, воспитывающих ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития, для продуктивного взаимодействия семьи со специалистами в процессе разработки и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР), конструктивного привлечения родителей к планированию результатов освоения общеобразовательной программы и к оценке достижения ребенком этих результатов. Проанализированы обоснования вы-бора родителями формы получения образования их ребенком, родительские мнения о цели и ценности посещения ребенком с тяжелыми множественными нарушениями развития специальной (коррекционной) школы. Получены данные об уровне родительской осведомленности о специфических образовательных потребностях, которые испытывает их ребенок, информированности о том, какие специальные условия обучения для него необходимо создать. Описан характер ожидаемых (планируемых) родителями результатов освоения ребенком с тяжелыми множественными нарушениями развития образовательной программы по критериям их адекватности с точки зрения специфических образовательных потребностей, имеющихся у ребенка; достижимости, доступности с точки зрения его индивидуальных образовательных возможностей; соответствия примерным результатам, которые планируются специалистами образовательной организации в СИПР как реальные для конкретного ребенка.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья; дети с тяжелыми множественными нарушениями развития; семейное воспитание; родители; детско-родительские отношения; педагогические ожидания родителей; адаптированные основные образовательные программы; особые образовательные потребности; специальные условия обучения.
Abstract: The paper stresses the significance of the study of pedagogical expectations of parents caring for children with severe multiple developmental disorders (SMDD) for effective cooperation between the family and the specialists in the course of design and implementation of a special individual program of development and constructive engagement of parents into planning the outcomes of acquisition of the general education program and assessment of the child’s achievement of these outcomes. The author analyzes the reasons of the parents’ choice of a certain form of education for their child and the parents’ opinions about the purpose and reasons of attendance of a special school by the child with severe multiple developmental disorders. The study reveals the level of the parents’ awareness of the special educational needs of their child, and the level of the knowledge about the special learning conditions, which the child requires. The paper describes the nature of the results of acquisition of the learning program by the child with SMDD as expected (planned) by the parents, from the point of view of their adequacy based on the special educational needs of the child; accessibility and availability from the point of view of their individual learning abilities; correspondence to approximate results planned by the specialists of the educa-tion institution within the special indi-vidual development program as feasible for a concrete child.
Key words: children with disabilities; children with severe multiple developmental disorders; family education; parents; child/parent relations; pedagogical expectations of parents; adapted basic educational programs; special educational needs; special learning conditions.