Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье описывается модель психолого-педагогической работы по формированию мотивации к обучению русскому языку у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации федеральных стандартов, которая обеспечивает оптимальный для ребенка с речевыми нарушениями путь освоения программного материала по русскому языку. Идейно-целевые ориентиры предложенной модели отражают социокультурные представления о школьниках с ТНР, их образовании и особенностях формирования мотивационной сферы. Представленная авторами модель разработана с учетом требований федеральных стандартов и содержит взаимосвязанные компоненты: методологический, теоретический, технологический, методический, организационный, оценочный. Модель включает в себя следующие блоки: диагностический, коррекционно-развивающий (коррекционный, формирующий) и контрольно-диагностический. В статье представлены основные ориентиры психолого-педагогической работы по формированию мотивации к обучению русскому языку в рамках 5 основных направлений: 1 направление — требования федеральных стандартов, 2 направление — содержание учебного материала, 3 направление — организация учебной деятельности, 4 направление — формы организации учебной деятельности, 5 направление — социально-психологический климат. Авторы кратко описывают содержание работы в рамках каждого из перечисленных направлений. Верификация подтвердила состоятельность разработанной модели и целесообразность ее внедрения в образовательные организации, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы.
Ключевые слова: логопедия; дети с нарушениями речи; тяжелые нарушения речи; младшие школьники; русский язык; начальное обучение русскому языку; методика преподавания русского языка; учебная мотивация; федеральные государственные образовательные стандарты; ФГОС.
Abstract: The article describes a model of psycho-pedagogical work on the formation of motivation to learn Russian in junior pupils with severe speech disorders (SSD) under the conditions of realization of the federal standards, which provides an optimal course of acquisition of the program material in the Russian language to the child with speech disorders. Ideological goal setting benchmarks of the suggested model reflect the sociocultural vision of the schoolchildren with SSD, their learning, and specific features of formation of their motivation sphere. The model suggested by the authors has been worked out with regard to the requirements of the federal standards and contains interconnected com¬ponents: methodological, theoretical, technological, methods, organizational, and evaluative. The model includes the following blocks: diagnostic, rehabilitation-educational (rehabilitative and developing), and diagnostic. The article presents the main benchmarks of psycho-pedagogical work on the formation of motivation to learn Russian within five areas: 1) requirements of federal standards; 2) content of learning material; 3) organization of academic activity; 4) forms of organization of academic activity; 5) socio-psychological climate. The authors give a brief description of the work within each area mentioned above. Verification of results has corroborated the efficiency of the suggested model and the feasibility of its implementation in educational institutions realizing adapted basic general education programs.
Key words: logopedics; children with speech disorders; severe speech disorders; junior schoolchildren; Russian; teaching Russian at primary school; methods of teaching Russian; learning motivation; federal state educational standards; FSES.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.