Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье дается определение понятия «информационно-коммуникативные технологии» (ИКТ) и сопутствующей терминологии. Рассмотрен спектр вопросов, связанных с эффективным применением ИКТ в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные образовательные программы. Анкетирование педагогов-дефектологов, проведенное на базе отдельных образовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы, показало, что учителя-дефектологи не всегда применяют ИКТ в урочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью. Наблюдение за организацией урочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью выявило, что наиболее частыми вариантами применения ИКТ являются компьютерные презентации в программе «PowerPoint». Эти данные позволили определить проблемное поле реализации ИКТ в образовательном пространстве обучающихся с умственной отсталостью. Сформулированы некоторые выводы, позволяющие определить стратегические ориентиры для проведения дальнейшего исследования: ИКТ должны активно применяться в организации урочной и внеурочной деятельности, что будет способствовать удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью; для более эффективного решения коррекционных задач обучения ИКТ должен быть присущ полифункциональный характер. Сформулирована актуальная задача, решение которой относится к перспективе исследования авторов — составление методических рекомендаций для олигофренопедагогов по применению ИКТ в организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью.
Ключевые слова: олигофренопедагогика; умственная отсталость; умственно отсталые дети; информационные технологии; информационно-коммуникативные технологии; информатизация образования; презентации.
Abstract: The paper defines the notion of “information and communication technologies” (ICT) and related terminology. It dwells on a number of issues related to the effective use of ICT in education institutions implementing adapted basic educational programs. A questionnaire of teachers-defectologists conducted on the basis of some education institutions implementing adapted basic educational programs showed that teachers-defectologists do not always use ICT in classroom activities with students with intellectual disability. Observation of the organization of the academic activity of students with intel-lectual disability has revealed that in most cases, ICT technologies are limited to computer presentations in PowerPoint. These data allowed determining the problem field of ICT implementation in the educational space of students with intellectual disability. The authors have formulated some conclusions that make it possible to determine strategic benchmarks for fur-ther research: ICT should be actively used in organizing classroom and extra-curricular activities, which may help to meet the special educational needs of students with intellectual disabilities; for more effective solution for rehabilitation issues of training, ICT should be multi-functional in nature. The authors have also formulated an urgent area for further investigation – to make up guidelines for olygophrenopedagogues for the methods of organization of classroom and extra-curricular activities of students with intellectual disabilities on the basis of ICT.
Key words: olygophrenopedagogy; intellectual disability; children with intellectual disability; information technologies; information and communication technologies; informatization of education; presentation.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.