Файл статьи: PDF
Аннотация: Ринолалия — одна из сложных клинических форм речевой патологии, которая требует применения специфических методов и приемов коррекционного воздействия, среди которых может быть использована фонологоритмика. В статье представлен опыт применения средств коррекционной фонологоритмики в работе с детьми раннего возраста с врожденными расщелинами губы и неба. Предметом исследования является содержание фонологоритмической работы в соответствии с выраженностью задержки речевого развития детей данной категории: первая группа детей — с легкой задержкой речевого развития, вторая — с выраженной. Фонологоритмические занятия с детьми первой группы, имеющими легкую задержку речевого развития, проводились по «звуковому» типу и были направлены на формирование фонетико-фонематической стороны речи и профилактику вторичных нарушений. При выраженной задержке речевого развития с детьми второй группы актуальной становилась работа по формированию психологической базы речи, лексико-грамматических средств языка и формированию фразы — с детьми этой группы использовался «лексический» тип занятий. Показана динамика речевого развития детей в выделенных группах после применения музыкально-двигательных и двигательно-речевых средств фонологоритмики в течение одного года. Фонологоритмика может быть использована в работе с детьми раннего возраста в образовательных организациях, учреждениях здравоохранения и группах развития для детей с двух до трех лет.
Ключевые слова: открытая ринолалия; фонологоритмика; логопедическая работа; дошкольная логопедия; ранний возраст; анатомо-физиологические дефекты; челюстно-лицевая патология; врожденные расщелины губы и неба; дети с врожденной расщелиной губы и неба; нарушения речи; речевые нарушения; развитие речи; логопедическая помощь; профилактика речевых нарушений.
Abstract: Rhinolalia is one of the complex clinical forms of speech pathology which needs special methods and techniques of rehabilitation intervention, and specifically phonologorhythmics. The article presents an experience of using special phonologorhythmic means in the work with children at an early age with congenital cleft lip and palate. The scope of research covers the content of phonologorhythmic work in relation to the level of manifestation of speech underdevelopment of the children of the given category: the first group of children – with mild speech underdevelopment, the second group of children – with marked speech underdevelopment. Phonologorhythmic lessons with the children of the first group demonstrating mild speech underdevelopment were conducted according to the “sound” type and focused on the formation of the phonetic-phonemic aspect of speech and prevention of secondary disorders. In cases of marked speech underdevelopment, work on the formation of the psychological basis of speech, lexico-grammatical means and phrasal speech became more urgent with the children of the second group. The “lexical” type of lessons was used in these cases. The article shows the dynamics of speech development of children in both groups after using musical-motor and motor-verbal phonolo-gorhythmic means over a period of one year. Phonologorhythmics can be used in the work with children at an early age in education institutions, health care organizations, and development groups for children from 2 to 3 years of age.
Key words: open rhinolalia; phonologorhythmics; logopedic work; preschool logopedics; early age; anatomico-physiological defects; maxillofacial pathology; congenital cleft lip and palate; children with congenital cleft lip and palate; disorders of speech; speech disorders; speech development; logopedic support; prevention of speech disorders.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.