Рубрика: ИЗУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье отражены результаты исследования социально-педагогической составляющей качества жизни обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уровне начального образования, анализируются основные компоненты качества жизни данной категории детей. Новизна исследования заключается в изучении педагогических характеристик комплексного феномена качества жизни, который должен являться основой в проектировании социально-педагогических программ для детей с ОВЗ, включающих внеурочную деятельность. Социально-педагогический феномен качества жизни значим для успешной социализации указанной категории детей и положен в основу формирования специфических личностных свойств, определяющих физическое, психическое, социальное функционирование человека. В данном исследовании осуществляется поиск форм внеурочной работы, которые позволят улучшить качество жизни указанной категории обучающихся через качественное улучшение уровня их социального развития в свободное от учебы время. Внеурочная деятельность в большей степени позволяет организовывать различные мероприятия за пределами школы, что предоставляет обучающимся с ОВЗ богатый опыт адаптации в социуме. Данное направление работы формирует жизненно важные знания и умения, навыки, которые помогут найти школь-нику свое место в жизни, повысить самооценку, формировать уверенность в своих силах, снизить уровень тревожности.
Ключевые слова: качество жизни; внеурочная деятельность; начальная школа; младшие школьники; дети с ограниченными возможностями здоровья; ограниченные возможности здоровья; ОВЗ.
Abstract: The article reflects the results of a study of the socio-pedagogical component of the quality of life of primary school pupils with disabilities and analyzes the basic components of the quality of life of this category of children. The novelty of the study consists in exploring the pedagogical characteristics of the complex phenomenon of life quality which should become the basis for designing socio-pedagogical programs for children with disabilities incorporating extracurricular activities. The socio-pedagogical phenomenon of life quality is significant for efficient socialization of the given category of children and is placed at the basis of formation of the specific personality traits determining the physical, psychological, and social functioning of man. The present study conducts a search for the forms of extracurricular work which would facilitate improvement of the quality of life of the above mentioned category of children via qualitative im-provement of the level of their social development in their spare time. Extra-curricular activity creates opportunities for holding various events outside the school premises, which provides rich experience of adaptation to society to the pupils with disabilities. The given area of pedagogical activity forms vitally important knowledge, skills and habits, which may help the pupils find their place in life, raise their self-esteem, develop self-confidence, and lower the level of anxiety.
Key words: life quality; extracurricular activity; primary school; junior schoolchildren; children with disabilities; disabilities; SEND.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.