Архив журнала
Дисфункция правого полушария головного мозга, или Издержки воспитания и образования
- 679
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В представленной статье говорится о функциональной специализации полушарий (межполушарная асимметрия) как об одной из фундаментальных закономерностей организации мозга. Обосновывается, что межполушарная асимметрия определяет многие индивидуальные врожденные особенности психического развития. Рассматриваются две стратегии психического развития человека в связи с особенностями сенсорного восприятия правого и левого полушария. Существование этих стратегий находит все более широкое признание у специалистов и учитывается в рамках дефектологической практики, так как показано, что в процессе развития головного мозга полушария развиваются разновременно. Правое полушарие развивается быстрее левого, и его вклад в психическое и физическое развитие, особенно в начальные годы, является основополагающим. Воспитание и образование способствует переходу доминирующих функций от правого полушария к левому — появляется левополушарная латерализация. Повышенные требования к неподготовленным структурам мозга, и в частности к левому полушарию, могут привести к срыву нервно-психической деятельности. Преобладание в психофизическом развитии правого полушария, со свойственной ему образностью мышления, может привести к неспособности логически, предметно усвоить буквы и цифры и соответственно делает проблематичным в начальных классах обучение математике или грамматике. Для понимания общего принципа дисфункции полушарий головного мозга в статье введено психофизиологическое понятие «дисфункция правого полушария» (ДПП). Отмечается, что дезинтеграция полушарий мозга приводит к гностико-праксическим нарушениям, при которых дисфункция правого полушария играет ключевую роль. Правое полушарие более тесно связано с подкорковыми структурами мозга, и ДПП может проявляться деформацией различных вегетативных функций. К наиболее известным нарушениям, связанным с рассогласованностью полушарий мозга, рассматриваемым в нейропсихологии, относятся агнозия, афазия и апраксия. Функциональная асимметрия полушарий мозга ставит вопрос о дифференцированном подходе к реабилитации и обучению детей с особыми образовательными потребностями с учетом особенностей межполушарного взаимодействия.
Ключевые слова: межполушарная асимметрия; полушария мозга; головной мозг; левополушарная латерализация; дезинтеграция полушарий; психические функции; нейропсихология; нервная система.
Abstract: The article deals with the functional specialization of hemispheres (interhemispheric asymmetry) as one of the fundamental laws of brain organization, which determines many individual innate features of psychological development. Two strategies of human psychological development are considered in connection with the peculiarities of the sensory perception of the right and left hemispheres. These strategies are increasingly recognized and taken into account within the framework of defectological practice, as it is shown that in the process of brain development, the hemispheres develop at different times. The right hemisphere develops faster than the left and its contribution to psychological and physical development, especially at an early age, is determinative. Education facilitates the transition of dominant functions from the right hemisphere to the left — there emerges left hemisphere lateralization, which leads to hemispheric dysfunction. Increased requirements for unprepared brain structures, and specifically for the left hemisphere, can lead to disruption of neuropsychological activity. The predominance in the psychophysical development of the right hemisphere, responsible for the imagery of thinking, can lead to inability to logically and substantively learn letters and numbers and, accordingly, makes learning primary school mathematics or grammar prob-lematic. To understand the general principle of cerebral hemispheric dysfunction, the article introduces the psycho-physiological concept of “right hemi-sphere dysfunction” (RHD). It is noted that the disintegration of the hemispheres of the brain leads to gnostic-practical disorders, in which the dysfunction of the right hemisphere plays the key role. The right hemisphere is more closely related to the subcortical structures of the brain and DPP can be manifested by deformation of various vegetative functions. The most well-known disorders associated with brain interhemispheric disintegration considered in neuropsychology include agnosia, aphasia and apraxia. Functional asymmetry of the hemispheres of the brain raises the question of a differentiated approach to the rehabilitation and training of children with special educational needs, taking into account the peculiarities of interhemispheric interaction.
Key words: interhemispheric asymmetry; brain hemispheres; brain; left hemisphere lateralization; interhemispheric disintegration; psychological functions; neuropsychology; nervous system.