Файл статьи: PDF
Аннотация: Вопрос о переработке вербальной информации посредством сенсорно-перцептивных механизмов волновал исследователей детской речи (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Н. И. Жинкин и др.) с начала прошлого столетия. В попытках разобраться в сложных многоуровневых механизмах функционирования речи были предложены и рассмотрены схемы, модели и уровни восприятия и пере-работки речевого сигнала посредством ощущения и восприятия (Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, В. П. Зинченко). Соответственно было принято считать, что сенсорно-перцептивные процессы разной модальности принимают участие в различных фазах речевой деятельности с различной долей вовлеченности, в зависимости от вида речевой деятельности. Процессы ощущения и восприятия участвуют на протяжении всей фазы вербализации, а именно от семантизации (смысловая составляющая высказывания) до грамматикализации (формальное выражение в единицах языка — Е. А. Карпушкина). В данной статье представлены результаты исследования состояния сенсорно-перцептивных механизмов грамматикализации у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Раскрыта взаимосвязь между сформированностью сенсорно-перцептивных процессов и устной речью у детей с ТНР, а именно грамматическим строем речи, посредством метода статистической обработки данных. Охарактеризованы методы исследования, которые подразделялись на два блока: первый блок был направлен на исследование сенсорно-перцептивных механизмов грамматикализации, а второй — на исследование грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Ключевые слова: тяжелые нарушения речи; логопедия; сенсорно-перцептивные процессы; грамматический строй речи; нарушения речи; дети с нарушениями речи; развитие речи.
Abstract: The question of processing verbal information through sensory-perceptual mechanisms has been worrying researchers of children's speech (I.M. Sechenov, I.P. Pavlov, N.I. Zhinkin, and others) since the beginning of the last century. In an attempt to understand the complex multi-level mechanisms of speech functioning, schemes, models and levels of perception and processing of speech signals by means of sensation and perception have been proposed and considered (N.I. Zhinkin, I.A. Zimnyaya, V.P. Zinchenko). Thus, it was assumed that sensory-perceptual processes of different modalities take part in different phases of speech activity with varying degrees of involvement, depending on the type of speech activity. The processes of sensation and perception are involved throughout the whole phase of verbalization, namely, from semantization (the semantic component of the utterance) to grammaticalization (formal expression by units of language (E.A. Karpushkina)). This article presents the results of a study of the state of the sensory-perceptual mechanisms of grammaticalization in children with severe speech disorders (SSD). The study reveals the relationship between the level of formation of sensory-perceptual processes and oral speech in children with SSD, namely the grammatical structure of speech, through the method of statistical data processing. The authors characterize the research methods used, which are divided into two blocks. The first block of methods is aimed at the study of sensory-perceptual mechanisms of grammaticalization, and the second — at the exploration of the grammatical structure of speech in children with severe speech disorders.
Key words: severe speech disorders; logopedics; sensory-perceptual processes; grammatical structure of speech; speech disorders; children with speech disorders; speech development.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.