Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматривается проблема развития профессиональной компетентности педагогов начального образования. Авторы раскрывают возможность построения системы управления качеством подготовки специалистов с позиции системно-деятельностного подхода и рейтинговой оценки уровня сформированности профессиональных умений студентов. В процессе разработки и внедрения системы управления подготовкой бакалавров в условиях реализации требований ФГОС ВО преподаватели Института педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета вплотную столкнулись с несовершенством традиционной оценки знаний студен-тов. Существующая в вузе система контроля превалирует над системой обучения, поскольку весь процесс обучения ориентируется на подготовку к главному контрольному испытанию — экзамену, где в основном проверяется степень усвоения теоретических знаний и в меньшей степени учитываются умения, необходимые для будущей деятельности. Сложившаяся система зачетов и экзаменов не обеспечивает регулярность самостоятельной работы студентов в межсессионный период. Недостаточно вариативная четырехбалльная шкала оценки знаний не позволяет достаточно точно отразить многообразие нюансов в ответах студентов и адекватно оценить их знания. Рейтинговая оценка знаний студентов устраняет данные недостатки, становится фактором развития инициативы студентов, позволяет им регулярно осуществлять самоанализ и самооценку успешности овладения своей профессиональной деятельностью.
Ключевые слова: подготовка будущих учителей; учителя начальных классов; начальная школа; студенты-педагоги; педагогические вузы; управление качеством; многоуровневое образование; профессиональная компетентность; системно-деятельностный подход; квалификационные требования; рейтинговая оценка; уровни сформированности.
Abstract: The article deals with the problem of improvement of professional competence of primary school teachers. The authors reveal the possibility of building a quality management system for training specialists from the position of a systemic activity-based approach and rating assessment of the level of formation of students’ professional skills. In the process of development and implementation of a system of manage-ment of training bachelors in the context of realization of the requirements of the FSES of HE, the teachers of the Institute of Pedagogy and Psychology of Child-hood of the Ural State Pedagogical Uni-versity came up against the imperfection of the traditional assessment of students' knowledge. The system of control exist-ing at the university prevails over the training system, since the entire learning process is focused on training for the main summative test — the exam, which mainly focuses on the level of acquisition of theoretical knowledge and under-estimates the skills necessary for the future professional activity. The estab-lished system of tests and exams does not promote regular independent work of students during the term. The four-point scale of knowledge evaluation does not allow a sufficiently varied reflection of the diversity of nuances in the students' answers and adequate assessment of their knowledge. Rating assessment of students’ knowledge eliminates these shortcomings, becomes a factor in the development of students’ initiative, and allows them to regularly carry out self-analysis and self-assessment of the efficiency of mastering their professional activity.
Key words: training future teachers; primary school teachers; primary school; students-pedagogues; pedagogical universities; quality management; multi-tier education; professional competence; systemic activity-based approach; qualification requirements; rating; levels of formation.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.