Архив журнала
Совершенствование коррекционного процесса на основе информационно-коммуникационных технологий: из опыта работы
- 524
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Более высокие в количественном выражении, а также новые качественные результаты системы коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ обеспечиваются в современной образовательной организации за счет применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Однако для эффективного внедрения ИКТ требуется внести ряд изменений в действующую образовательную систему. Предметом обсуждения в данной статье является опыт моделирования на основе ИКТ образовательной системы школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи, а именно опыт внесения изменений в общие цели и содержание образования, в процесс проектирования учебных планов и программ, в частные цели руководства деятельностью обучаемых, в модели группирования учеников, в методы контроля и отчетность, способы оценки коррекционно-развивающего процесса.
Внедрение обсуждаемой модели в конкретной образовательной организации привело к переносу ряда рутинных, но масштабных по затратам функций специалистов на ИКТ; к повышению качества коррекционно-развивающей работы на тех участках, где обычная практика явно не гарантирует нужный результат в связи с недостаточностью данных, традиционно используемых специалистами.
Ключевые слова: моделирование образовательной системы; коррекционный процесс; информационно-коммуникационные технологии; эффективность коррекционного процесса; логопедия; дети с нарушениями речи; тяжелые нарушения речи; школы-интернаты.
Abstract: Application of ICTs by a modern education institution may ensure better results of the system of rehabilitation work with students with disabilities both in terms of quantity and quality of learning outcomes. However, effective introduction of ICTs needs a considerable change in the current educational system. The given article describes the experience of modeling the educational system of a boarding school for children with severe speech disorders on the basis of ICTs including the experience of introducing alterations in the general goals and content of education, in the process of designing curricula and programs, in the specific aims of management of the pupils’ activity, in the models of grouping pupils, and in the methods of control, report and procedures of assessment of the rehabilitation-educational process.
The introduction of the discussed model in a concrete educational institution resulted in the transfer of a number of trivial functions that needed hard work of specialists towards ICTs; it also improved the quality of rehabilitation-educational activity in the areas where conventional practice did not obviously guarantee the necessary results due to insufficiency of the data traditionally used by specialists.
Key words: education system modeling; rehabilitation process; ICTs; effectiveness of rehabilitation process; logopedics; children with speech disorders; severe speech disorders; boarding schools.