Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена вопросу оптимизации процесса медико-педагогического взаимодействия при организации образовательного пространства, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями. Успешность социальной адаптации детей с нарушенным развитием во многом зависит от качества диагностики их возможностей, направленной на изучение сохранных функций, подвластных коррекционно-абилитационному процессу, и их естественно развивающихся психо-физических показателей, включающих объективные данные о состоянии здоровья ребенка, особенностях его развития, в том числе информацию о перенесенных заболеваниях. В статье обсуждается возможность решения этой проблемы в рамках системного (комплексного) подхода, который предусматривает учет медицинских, психологических и социально-педагогических параметров развития детей. Обращается внимание на необходи-мость создания документа, представляющего собой паспорт здоровья, который должен быть доступен пониманию родителей и учителей; в котором была бы собрана информация об этиологии и показателях нарушенного развития и изменениях психофизического состояния ребенка. Обосновывается необходимость оптимизации существующей системы оценки психофизического состояния детей, имеющих нарушения развития, и приводятся конкретные предложения по изменению структуры паспорта здоровья: учет социального статуса, генетики ребенка; негативных факторов, воздействовавших на него в пре-, перинатальном и раннем постнатальном онтогенезе, что играет огромную роль для грамотной организации реабилитационных и абилитационных мероприятий; информативность сведений медицинского характера и периодичность их обновления в зависимости от характера аномалии развития; оценка состояния речевых функций, психологического развития. Предлагается также включить в паспорт здоровья сведения об индивидуальной физической подготовленности ребенка.
Ключевые слова: паспорта здоровья; организация образовательного пространства; дети с ограниченными возможностями здоровья; ограниченные возможности здоровья; здоровье детей.
Abstract: The article is devoted to the issue of optimization of the process of medico-pedagogical interaction in organization of educational space, including the one for children with special educational needs. The success of social adaptation of children with developmental disorders depends, to a large extent, on the quality of diagnostics of their capabilities aimed at identifying the safe functions liable to rehabilitation process and their naturally developing psychophysical indicators including the objective data about the state of the child’s health, his developmental peculiarities including information on the diseases he has had. The article discusses the possibility of solution of this problem within the systemic (complex) approach which presupposes taking into account medical, psychological and socio-pedagogical parameters of development of children. Special attention is paid to the need to create a document representing a health passport which would be easy to understand for parents and teachers; and which would contain information about the etiology and indicators of the developmental disorder and the psychophysical impairments of the child. The article substantiates the need to optimize the existing system of assessment of the psychophysical condition of the children with developmental disorders and provides concrete proposals about alteration of the structure of the health passport: indication of the social status and genetic anamnesis of the child; of the negative factors influencing the child in prenatal, perinatal and early postnatal ontogenesis, which plays a huge role in relevant organization of rehabilitation and abilitation measures; informative nature of the medical data and their frequency depending on the nature of developmental disorder; assessment of the child’s speech functions and psychological development. It is also suggested that the health passport include the data about the individual physical development of the child.
Key words: health passport; organization of educational space; children with disabilities; disabilities; children’s health.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.