Архив журнала
Содержательно-организационные аспекты пропедевтики трудностей усвоения письма и чтения у детей с нарушениями речи
- 593
- Рубрика: ИЗУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Предметом рассмотрения являются основные направления пропедевтики нарушений письма и чтения у дошкольников и младших школьников. Цель — описание содержательных и технологических аспектов реализации профилактической работы, ориентированной на предупреждение трудностей усвоения грамоты у детей с нарушениями речи. Ведущие методы — теоретический (анализ концептуальных подходов к исследованию проблемы) и экспериментальный (апробация проектных материалов). Результатом исследования явилась разработка и апробация содержательно-предметного поля, набора типовых заданий, инструктивно-методических материалов по предупреждению нарушений письма и чтения. Авторами научно обосновывается и иллюстрируется примерами как содержательная, так и методическая часть профилактической работы с детьми шести-семи лет, имеющими нарушения речевого развития. При разработке методических рекомендаций учитываются разные уровни готовности к обучению письму и чтению детей группы риска. Область применения результатов — профессиональная деятельность педагогов общего образования, направленная на подготовку к обучению грамоте детей с нарушениями речи при инклюзивном образовании.
Результаты апробации предложенных методических рекомендаций и пакета заданий по предупреждению нарушений письма и чтения показали их эффективность, целесообразность внедрения в образовательный процесс. Анализ итогов апробации позволяет говорить о готовности педагогов дошкольной и начальной ступеней образования к включению в пропедевтическую деятельность, которая рационально и успешно обеспечивается разработанными проектными материалами.
Ключевые слова: пропедевтика; нарушения речи; логопедия; дети с нарушениями речи; нарушения письма; нарушения чтения; начальное обучение грамоте; содержание работы.
Abstract: The paper deals with the main areas of propedeutics of preventing writing and reading disorders in preschoolers and junior school children. The aim of the article is to describe the content-related and technological aspects of realization of rehabilitation work meant to prevent the difficulties of acquisition of reading and writing skills in children with speech disorders. The leading methods are theoretical (analysis of conceptual approaches to the study of the problem) and experimental (approbation of project materials) ones. The study has resulted in the design and approbation of the content and object-oriented field, a set of standard tasks, and methodological materials targeted at prevention of writing and reading disorders. The authors scientifically substantiate and illustrate with examples both the content-related and methodical part of preventive work with 6-7 year old children with developmental speech disorders. The guidelines take into account different levels of preparation of the risk group children for learning writing and reading. The field of application of research results covers the professional activity of general education teachers aimed at preparation for learning writing and reading by children with speech disorders in inclusive education.
The results of approbation of the sug-gested teaching guide and the package of tasks to prevent writing and reading disorders have shown their effectiveness and feasibility of introducing them in the educational process. The analysis of the approbation results allows the authors to speak about good preparation of pre-school and primary school teachers for organization of propedeutic activity, which is rationally and successfully provided for with the project materials developed by the authors.
Key words: propedeutics; speech disorders; logopedics; children with speech disorders; writing disorders; reading disorders; primary school teaching reading and writing; content of the work.