Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена вопросу формирования технической стороны чтения у младших школьников с дизартрией. Предметом исследования являются особенности формирования технической стороны чтения вслух учащихся с различной степенью выраженности дизартрии. С помощью стандартизированной методики О. Б. Иншаковой проводится изучение особенностей читательских умений и технической стороны чтения школьников в период их обучения с 1-го по 2 класс. Результаты сравниваются, и выявляются трудности обучения чтению учащихся, имеющих разную степень тяжести дизартрии. В ходе исследования наблюдается, что при чтении в сравнении с учащимися с нормальным речевым развитием у учащихся с дизартрией темп чтения формируется медленнее, при чтении эти дети допускают большее количество ошибок, долго не формируется интонационная сторона чтения. Большую роль в становлении навыка чтения играет дошкольная подготовка детей, имеющих диагноз «дизартрия». Полученные результаты необходимо учитывать учителям начальных классов, педагогам-психологам, учителям-логопедам и другим специалистам при составлении индивидуального образовательного маршрута по обучению младших школьников с речевой патологией в условиях инклюзивного и специального обучения. Выявленные в ходе исследования особенности свидетельствуют о необходимости организации и разработки дифференцированных методов обучения для данной категории детей.
Ключевые слова: методика преподавания чтения; методика чтения в школе; начальное обучение чтению; чтение детей; техника чтения; младшие школьники; логопедия; дети с нарушениями речи; нарушения речи; дизартрия.
Abstract: The article is devoted to the formation of the practical skills of reading in schoolchildren with dysarthria. The scope of research embraces the peculiarities of formation of technical reading skills in children with different degrees of severity of dysarthria. The author has studied the peculiarities of reading skills and the technical aspect of reading in schoolchildren of the 1st and 2nd forms using the standardized methods of O. Inshakova. The results have been compared and have revealed the problems of teaching reading. The given research shows that the children with dysarthria read slower, make more mistakes, and their intonation skills lag behind in comparison to the normally developing peers. Preschool preparation of children with dysarthria plays a great role in the reading skills development. The results obtained should be taken into account by primary school teachers, pedagogues-psychologists, speech therapists and other specialists in designing individual educational routes for school-children with speech pathology under the conditions of inclusive and special education. The peculiarities identified in the study prove the necessity of organization and development of differentiated teaching methods for this category of children.
Key words: methods of teaching reading; methods of teaching reading at school; primary school teaching reading; children’s reading; technical aspect of reading; junior schoolchildren; logopedics; children with speech disorders; dysarthria.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.