Вам может быть интересно:
Архив журнала
Отношения личности при нарушениях в развитии: реабилитационно-педагогический контекст
- 626
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В контексте концепции отношений личности и в русле теоретико-методологических подходов,
разработанных классиками российской
психологии и педагогики XX в., а также
с опорой на авторскую структурную
модель социальной реабилитации лиц с
ограниченными возможностями здоровья в результате теоретического анализа
раскрываются релятивная природа и
психологическая сущность предмета
педагогической реабилитации. Статья
базируется на социально-политическом
понимании социальной реабилитации
инвалидов, при котором она предстает
как многомерный феномен, допускающий классификации по различным основаниям (с видовой (морфологической)
точки зрения: трудовая, бытовая, культурная реабилитация; в динамическом
(стадиально-уровневом) аспекте: первоначальная, элементарная, полная; в инструментальном (технологическом) аспекте: медицинская, инженерная, психологическая, педагогическая). Педагогическая реабилитация является деятельностно-педагогическим вариантом всего
процесса реабилитация, поскольку представляет собой осуществление мероприятий по формированию у лиц с ограниченными возможностями здоровья
специфических знаний, умений, навыков
и личностных свойств, необходимых для
участия в социальной практике. Основным предметом такой реабилитации являются внешние связи личности, проявляющиеся в ее отношении к различным
объектам действительности. Отношение
трисоставно и включает когнитивный
(познавательный), аффективный (эмоциональный) и конативный (поведенческий) компоненты. Предлагается классификация по объектам отношения: отношение инвалида к другим, к себе, к
предметам труда, быта и культуры.
Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья; социальная реабилитация инвалидов; педагогическая реабилитация инвалидов; отношения личности; когнитивный, аффективный и конативный компонент отношения; сферы труда, быта и культуры.
Abstract: In the context of the conception of personal relations and in line
with the theoretical and methodological
approaches, developed by the classics of
the Russian psychology and pedagogy of
the 20th century, as well as with reference to the author's structural model of
social rehabilitation of persons with
health disabilities and on the basis of
results of a theoretical analysis, the article reveals the relative nature and the
psychological essence of the object of
pedagogical rehabilitation. The article is
based on socio-political understanding of
social rehabilitation of people with limited health abilities according to which
rehabilitation becomes a poly-dimension
phenomenon admitting of classification
on various principles (from the species
(morphological) point of view: labor,
everyday, cultural rehabilitation; in the
dynamic (stage-hierarchical) aspect: initial, elementary, complete; in the instrumental (technological) aspect: medical,
engineering, psychological, pedagogical).
Pedagogical rehabilitation is an activity-based pedagogical variant of the whole
process of rehabilitation as it represents
realization of measures aimed at the formation of specific knowledge, habits and
skills and personal properties necessary
for the people with health disabilities for
participation in social practice. External
relations of such a person reflected in
their relation to various objects of reality
constitute the target of rehabilitation of
this kind. The relation is tripartite and
includes the cognitive (knowledge-based), affective (emotional) and conative (behavioral) components. The article
also presents a classification according to
the objects of relation: relation of a person with health disabilities to others, to
oneself, to the objects of work, everyday
life and culture.
Key words: people with limited
health abilities; social rehabilitation of
people with limited health abilities; pedagogical rehabilitation of people with
limited health abilities; personal relations; cognitive, affective and conative
components of relations; spheres of labor, everyday life and culture.