Файл статьи: PDF
Аннотация: Предметом исследования в данной работе является феномен социально-психологической компетентности и его взаимосвязь с жизнеспособностью личности. Известно, что ресурсы личности с отклонениями в развитии психологически ослаблены, что не позволяет данной группе лиц своевременно и полноценно овладевать и социально-психологической компетентностью, и жизнеспособностью. В статье приводятся результаты экспериментального исследования следующих факторов социально-психологической компетентности лиц с отклонениями в развитии: способности к социальной адаптации и способности к саморегуляции. В ходе экспериментального исследования были выявлены факторы, влияющие на способности к межличностному взаимодействию младших подростков: коммуникативная направленность, поведение по отношению к ближайшему окружению, детерминанты характеристик общения, реакция на фрустрацию и др. Анализ отдельных качеств, представляющих шкалы двух ведущих факторов (способность к социальной адаптации и саморегуляции), позволяет выделить те составляющие социально-педагогической компетентности, которые у младших подростков с умственной отсталостью и задержкой психического развития нарушены в большей степени: понимание эмоциональных состояний и адекватные ответы на просьбы, контроль невербальных реакций в трудных ситуациях взаимодействия, ригидность, предупреждение и направленность агрессивных реакций в конфликтных ситуациях.
Ключевые слова: социально-психологическая компетентность; жизнеспособность; отклонения в развитии
Abstract: The paper studies socio-psychological competence and its correlation with the person’s resilience. It is common knowledge that resources of persons with developmental disabilities are psychologically weakened, which prevents this group of persons from timely and full acquisition both socio-psychological competence and resilience. The article presents the results of an experimental study of the following key factors of socio-psychological competence of persons with developmental disabilities: ability of social adaptation and ability of self-regulation. The experimental study revealed the factors regulating ability to personal interaction junior teenagers: communicative purpose, behavior in relation to the nearest environment, communication characteristics determinants, reaction to frustration, etc. Analysis of separate properties representing the scales of two leading factors (ability of social adaptation and selfregulation) allows the researcher to single out those components of socio-pedagogical competence which are severely disabled in junior teenagers with intellectual disability and psychological retardation: realization of emotional states and adequate responses to requests, control of non-verbal responses in difficult situations of interaction, rigidity, prevention and control of aggressive responces in conflict situations.
Key words: socio-psychological competence, person’s resilience, developmental disorders.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.