Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматривается инновационный подход к разработке комплексной программы для изучения пространственно-временных представлений у дошкольников с детским церебральным параличом. Детский церебральный паралич характеризуется сложной структурой дефекта, при которой наблюдаются двигательные, психические и речевые нарушения разной степени выраженности. Наблюдается несформированность пространственных и временных представлений, а без полноценно сформированных представлений о пространстве и времени невозможна и успешная социальная адаптация детей, т. е. возможность овладевать различными видами деятельности, в том числе учебной и бытовой. Для эффективной коррекционной работы необходимо выявить индивидуальные проблемы каждого ребенка. С этой целью разработана диагностическая программа, направленная на изучение пространственно-временных представлений у дошкольников в возрасте 5—7 лет. Данная программа предполагает 2 этапа: 1) изучение психофизических особенностей детей; 2) изучение пространственных и временных представлений у детей данной категории. На первом этапе используется схема обследования двигательных навыков (удержание вертикального положения; способ передвижения — с костылями, с опорой на трость и др.; ведущая рука — правая или левая; участие поврежденной руки в игре и процессах самообслуживания). На втором этапе диагностический комплекс включал следующие блоки: представления о человеческом теле; восприятие удаленности предмета; восприятие пространственных отношений между предметами; ориентировка на плоскости; чувство времени; понимание отношений временной последовательности.
Ключевые слова: детский церебральный паралич; пространственные представления; временные представления; диагностика.
Abstract: The article discusses an innovative approach to developing a comprehensive program for the study of spatiotemporal notions in preschool children with cerebral palsy. Child cerebral palsy is characterized by a complex structure of defect which manifests motor, psychic and speech disorders of different degrees of severity. It involves absence of formed spatio-temporal notions, which makes successful social adaptation of children impossible, i.e. they cannot master various forms of activity, including learning and every day ones. For organization of effective preventive work it is necessary to find out individual problems for each child. A diagnostic program for the study of spatio-temporal notions of preschool children between the ages of 5 and 7 has been worked out for this purpose. The program presupposes two stages: 1) the study of psycho-physical properties of children; 2) the study of spatio-temporal notions of the children of this category. The first stage involves a special scheme of observation of motor skills (keeping the upright position; method of movement – on crutches, with a walking-stick, etc.; handedness (left or right); use of the disabled arm in games and self-service). The second stage of the diagnostic complex includes the following blocks: notions of parts of the human body; perception of distance from the object; perception of spatial relations between objects; orientation in space; sense of time; understanding of temporal sequence of events.
Key words: cerebral palsy, spatial notions, temporal spatial notions, diagnosis.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.