Архив журнала
Изучение реакции на свое имя у нейротипичных детей и детей с расстройством аутистического спектра
- 335
- Файл статьи: PDF
Аннотация: статье описаны результаты пилотного исследования топографий поведенческих реакций на свое
имя у 120 нейротипичных детей и 24
детей с расстройством аутистического
спектра (РАС). Приведены параметры
исследования аудиального стимула
(имя). Охарактеризованы топографии
поведенческих реакций на имя у детей с
РАС и нейротипичных детей. Кратко
изложены процедуры обучения социально одобряемым поведенческим реакциям на имя 24 детей с РАС с использованием методик дискретных проб и
«shaping» и процедуры дифференциального усиления альтернативного поведения. Поведение нейротипичного ребенка при реакции на имя в зависимости от
предшествующих событий может быть
разным, например: смотрит на говорящего и радостно бежит к нему; смотрит
на говорящего и прекращает свою деятельность; смотрит на говорящего и
быстро убегает. Реакции ребенка на свое
имя рассматривались в связи с субъектным параметром: ребенка звали по имени близкие люди (родители или лица, их
заменяющие), а также сиблинги (78 детей); ребенка звали по имени значимые
взрослые, не относящиеся к категории
близких (педагоги, хорошо знакомые
ребенку другие взрослые); к ребенку в
естественной среде обращались сверстники или другие дети; ребенка звали по
имени посторонние для него люди, в роли которых выступали помощники- волонтеры. Как правило, при отсутствии
реакции на имя ребенка звали несколько
раз с изменением интонации.
Ключевые слова: расстройства
аутистического спектра (РАС); реакция
на свое имя; АВА-терапия; дискретные
пробы; «shaping».
Abstract: The article describes the
results of a pilot research of topographies
of behavioral responses of 120 neurotypical children and 24 children with autism spectrum disorders (ASD) to their
names. The paper provides the parameters of the study of the auditory stimulus
(name). The article describes the topographies of behavioral responses to their
names of neurotypical children and children with ASD. It summarizes the procedures of training socially approved behavioral responses to their names of 24
children with ASD using DTT and shaping procedures of DRA. A neurotypical
child may demonstrate diverse behavior
depending on previous events, for example: looks at the speaker and joyfully runs
to him; looks at the speaker and stops
doing what he was engaged in; looks at
the speaker and hastily runs away. Children’s responses to their names were
studied in connection with a subjective
parameter: the child was called by name
by close relatives (parents or foster parents) or siblings (78 children); the child
was called by name by important grown
up people who were not close relatives
(teachers, other well familiar people); the
child was addressed in a familiar environment by other children of their age;
the child was called by name by
strangers, whose role was played by volunteer assistants.As a rule, if there was no
response the child was addressed several
times with changed intonation.
Key words: autism spectrum disorders (ASD), behavioral response, Discrete Trial Training (DTT), shaping, Differential Reinforcement of Alternative
Behavior (DRA).