Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена проблеме семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассматриваются результаты исследования, направленного на изучение удовлетворения в семье личностных потребностей ребенка-дошкольника. Изучалось удовлетворение биологических, социальных и личностных потребностей. Проведенное тестирование и интервьюирование родителей позволило глубже изучить уровень семейного воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и создать предпосылки для индивидуальной психолого-педагогической работы с семьей. Результаты исследования позволили выделить две неравные группы родителей на основании отклонений в удовлетворении потребностей детей: потворствования и игнорирования. Результаты интервьюирования позволили определить причины неадекватного удовлетворения потребностей ребенка и выделить две подгруппы родителей в каждой из групп. При «потворствующем» воспитании выделились следующие подгруппы родителей: «балующие» ребенка и родители, «делающие все, что ребенок просит», но остающиеся равнодушными к его развитию в силу уверенности в бесполезности мер. В группе родителей, игнорирующих потребности ребенка, выделены следующие подгруппы: родители с «неустойчивым» стилем воспитания и родители с «устойчивым» стилем, но с недостаточной эмоциональной близостью с ребенком.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья; семейное воспитание; степень удовлетворения потребностей ребенка; потворствование; игнорирование.
Abstract: The article deals with the problem of family education of children with special educational needs. It dwells on the results of a study aimed at investigation of satisfaction of personal needs of a preschool child in the family. The study covers biological, social and personal needs. The author carries out testing and interviewing parents which allows him to study the level of family education of preschool children with special educational needs more thoroughly and to create the preconditions for individual psychological work with the family. The study results made it possible to single out two unequal groups of parents on the basis of deviations in satisfying the needs of the children: indulgence and ignoring. It became also possible to define the reasons of inadequate satisfaction of the child’s needs and to single out two subgroups of parents within each group. Parents within “indulging” education fall into the following subgroups: “those doing everything the child asks for”, but neglecting his development due to assurance of futility of any measure. The group of parents ignoring the child’s needs is divided into the following subgroups: parents with an “unstable” style of education and parents with the “stable” style, but inadequate emotional relationship with the child.
Key words: children with special educational needs; family education; level of satisfaction of the child’s needs; indulgence; ignoring.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.