Архив журнала
Принципы разработки и реализации адаптированных образовательных программ профессионального образования и обзорный анализ их внедрения в вузах и колледжах России
- 460
- Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье приводится научно-методическое и нормативно-правовое обоснование принципов разработки адаптированных образовательных программ профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Раскрывается специфика формирования структуры этих программ, их содержания и реализации. Анализируются организационные, педагогические, материально-технические и информационно-технологические условия внедрения адаптированных программ в систему инклюзивного профессионального образования.
Показано значение включения в учебные планы вузов и колледжей адаптационных модулей (дисциплин), которые предназначены для устранения или минимизации влияния ограничений здоровья обучающихся с ОВЗ и обучающихся-инвалидов на формирование общекультурных (общих) профессиональных компетенций с целью достижения запланированных результатов освоения образовательной программы. Подчеркивается значимость включения в адаптированную программу модуля (дисциплины) по развитию коммуникативных компетенций студентов, в том числе с применением специальных информационно-технических и аппаратно-программных средств в учебном процессе в целях компенсации нарушений развития.
Приводятся результаты мониторинга 2015 г. по внедрению адаптированных образовательных программ профессионального образования в вузах и колледжах России.
Ключевые слова: профессиональное образование, инклюзия; адаптированная образовательная программа; лица с ограниченными возможностями здоровья; инвалиды; компетенции.
Abstract: The article provides scientific, methods and normative-legal foundation of the principles of working out adapted education programs of professional education for persons with special educational needs. It outlines the specificity of formation of the structure of such programs, their content and realization. The authors analyze organizational, pedagogical, information-technological conditions and equipment necessary for the implementation of adapted programs in the system of inclusive professional education.
The article demonstrates the im-portance of inclusion in the curricula of colleges and universities of adaptive modules (disciplines) which are aimed at removal or minimization of influence of health disabilities of people with special educational needs upon the formation of general cultural (general) professional competences with the purpose of achieving the preplanned results of acquisition of the education program. The article also specifies the importance of inclusion in the adapted program of a module (discipline) for development of communicative competences of students, including the use of special information-technological and hardware-software means in the education process in order to compensate for developmental disorders.
The article provides the results of the 2015 monitoring the implementation of adapted education programs of professional education in colleges and universities of Russia.
Key words: professional education, inclusion, adapted education program, persons with special educational needs, disabled persons, competences.