Архив журнала
Надомное визитирование: история и современность
- 544
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье раскрывается понятие «надомное визитирование», которое является важной составляющей психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям. Выделены основные категории семей, которым необходимо предоставление этой помощи. Описываются достоинства предлагаемого метода, который позволяет проводить занятия с ребенком в наиболее комфортной обстановке и активно вовлекать семью в коррекционно-педагогический процесс. Рассматривается история становления надомного визитирования в системе ранней помощи в странах Европы и США. Перечисляются основные законодательные акты, повлиявшие на формирование системы ранней помощи и надомного визитирования в различных странах мира. Показано место педагогического сопровождения среди форм визитирования разными специалистами. Прослеживается изменение отношения государства и специалистов к детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям во второй половине XX в., а также политические и экономические условия, повлиявшие на этот процесс. Анализируются подходы к сопровождению семьи в сферах специального образования, здравоохранения и социальной защиты населения. Описываются наиболее известные в мире программы надомного визитирования, а также отечественный опыт работы с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и их родителями. Указываются основные ведомства, предоставляющие услуги сопровождения семьи в виде надомного визитирования в России.
Ключевые слова: надомное визитирование; ранняя помощь; программы надомного визитирования.
Abstract: The article deals with the concept of home visiting, which is an important component of psychological and pedagogical support for children with special educational needs and their families. The article singles out the main categories of families which need this assistance. The author describes the advantages of the proposed method, which allows the teacher to conduct classes with the child in the most favorable environment and actively involve families in the remedial-pedagogical process. The article refers to the history of formation of home-based services in the system of early pedagogical support in Europe and the USA. It enu-merates the main legislative acts that influenced the formation of the early support system and home-based services in various countries around the world. The role of pedagogical support at home is compared with visits of other specialists. The article describes changes in the attitude of the state and the specialists to children with special educational needs and to their parents in the second half of the 20th century, as well as political and economic conditions that influenced this process. The author analyzes approaches to family support in the areas of special education, health and social protection of the population. The most famous home-based programs are described, as well as the Russian experience of work with junior children with special educational needs and their parents. The main agencies providing home-based family support services are also enumerated.
Key words: visiting children at home, early support, home-visiting programs.