Рубрика: МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Файл статьи: PDF
Аннотация: В контексте решения задач модернизации педагогического образования в России взаимодействие с работодателем в практике подготовки специалистов для сферы образования в последние годы стало актуальной проблемой в теоретическом и практическом аспектах. Она актуальна и для разработки основных образовательных программ подготовки учителя-дефектолога в бакалавриате и магистратуре по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». В статье анализируется опыт взаимодействия вуза и работодателей в процессе образования будущих специальных педагогов в Польше как необходимое условие повышения качества профессионального образования. Описана деятельность «службы карьеры» (задачи, основные формы, условия организации) как структуры, отвечающей в вузе за организацию взаимосвязи с работодателями и удовлетворение запросов всех участников взаимодействия: вуз — работодатель — студент. Показано влияние четко сформулированных квалификационных требований к должностям педагогических работников для сферы образования лиц с особыми образовательными потребностями на направления разработки образовательных программ подготовки бакалавра и магистра, их ориентацию на уровень и специфику профессиональной деятельности выпускника (возраст и категорию лиц с особыми образовательными потребностями) в разных институциональных условиях (видах учреждений). Сформулированы условия, способствующие повышению эффективности взаимодействия вуза с работодателями.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование педагогов; взаимодействие вуза и работодателей; учитель-дефектолог; квалификация; образовательная программа; качество образования.
Abstract: Interaction with employer in the practice of training specialists for the sphere of education has become an urgent problem both in the theoretical and practical perspectives in the context of solving tasks of modernization of pedagogical education in Russia. It is also urgent for designing basic education programs of training bachelors and masters of education in the field of “Special (defectological) education”. The article presents an analysis of the experience of cooperation of university and employers in the process of education of special pedagogues in Poland as a prerequisite for improving the quality of their training. It describes the activity of student career offices (tasks, basic forms, conditions of organization) as structural units in charge of organization of interaction with employers and ensuring satisfaction of the needs of employer, university and student. The authors show the effect of clearly defined qualification requirements to the positions of pedagogical workers in the area of education of persons with special educational needs on the lines of development of education programs for bachelor's and master's degrees, and their focus on the level and specificity of graduates’ professional work (age and category of persons with special educational needs) in different educational environments (types of institutions). The authors formulate the conditions facilitating the effectiveness of interaction between the higher education institution and employers.
Key words: higher professional education of teachers, interaction between university and employers, teacher-defectologist, qualification, education program, quality of training.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.