Архив журнала
Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития у детей первых лет жизни
- 655
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье дан ретроспективный аналитический обзор отечественных диагностических методик психолого-педагогического изучения детей первых лет жизни с отклонениями в развитии. Показана эволюция научных представлений о ключевых показателях и линиях психического развития детей раннего возраста. Описаны требования к разработке психолого-педагогического инструментария для выявления отклонений в развитии детей первых лет жизни в контексте проектирования системы ранней комплексной помощи на современном этапе развития науки. Выделены и охарактеризваны основные параметры, демонстрирующие уровень развития общения и предметной деятельности малышей.
На основании анализа теоретических источников и практического опыта деятельности сделан вывод о значимости в психолого-педагогической диагностике изучения и определения уровня сформированности у ребенка основных линий развития: социальной, физической, познавательной, а также степени развития ведущей и типичных видов деятельности, характерных для каждого конкретного возраста. Авторы подчеркивают, что педагогическая диагностика выступает в качестве начального этапа в системе коррекционно-педагогического воздействия, являясь его отправной точкой.
Ключевые слова: диагностика; психическое развитие; ранний возраст; возрастной подход; уровень развития; комплексное изучение; линии развития.
Abstract: The article presents a retrospective analytical review of domestic diagnostic techniques of psycho-pedagogical observation of infants with developmental disorders. The authors show the evolution of scientific interpretations of the key indicators and the lines of psychological development of infants. The article also describes the requirements to the process of working out psycho-pedagogical tools for identification of deviations from the normal development of infants in the context of designing the system of early complex support at the present stage of development of the science. The authors single out and characterize the basic parameters demonstrating the level of development of communication and object-oriented activity of infants.
On the basis of analysis of theoretical sources and practical experience, the authors come to the conclusion about the urgency in psycho-pedagogical diagnostics of studying and defining the degree of formation of the basic lines of infant’s development: social, physical, and cognitive – and the degree of development the of the leading and typical kinds of activity characteristic of each particular age. The authors specify that pedagogical diagnostics functions as the initial stage in the system of remedial pedagogical influence, being its stepping stone.
Key words: diagnostics, intellectual development, infancy, agebased approach, level of development, complex study, lines of development.