Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования текстовой компетенции у обучающихся с общим недоразвитием речи с точки зрения коммуникативно-прагматического подхода. На основе многофакторного анализа экспериментальных данных описывается динамика становления механизмов текстовой деятельности и стратегий понимания содержательно-фактуальной информации текста у младших школьников и подростков, обучающихся в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Определены закономерности и этапы формирования указанных механизмов в условиях специального обучения. Доказывается, что в условиях общего недоразвития речи уровень сформированности текстовой компетенции определяется не столько возрастными параметрами, сколько комплексом причин, важнейшей из которых является зрелость механизмов текстовой деятельности, а именно механизмов компрессии текста, антиципации, реципации, вероятностного прогнозировании, ассоциирования и др. На начальных этапах текст воспринимается как нерасчлененное вербальное единство, из состава которого сначала выделяются ключевые позиции текста (зачин, основная часть, заключение), а затем субъектно-предикатная основа. Успешность понимания фактологии текста детерминируется возможностями расчлененного восприятия тек-ста, затормаживания побочных ассоциаций, анализа коммуникативной структуры текста, процессами ауторефлексии. Выявляется взаимосвязь уровня развития лексико-грамматических средств и уровня понимания фактуальной информации текста. Если на начальных этапах сужение словарного запаса и недоразвитие грамматического строя речи препятствуют пониманию содержания текста, то в последующем, при развитии механизмов текстовой деятельности, в частности механизмов выводного знания, у учеников формируется языковая догадка, что позволяет компенсировать недостатки развития лексико-грамматического строя речи.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи; понимание содержательно-фактуальной информации текста; текстовая компетенция; механизмы и стратегии текстовой деятельности; этапы становления.
Abstract: The article considers the problem of formation of text competences in students with general speech underdevelopment in terms of communicative-pragmatic approach. Based on a multivariate analysis of experimental data, it describes the dynamics of formation of mechanisms of text activity and strategies of comprehending factual text information by primary school children and adolescents enrolled in a school for children with severe speech disorders. The main tendencies and the stages of their formation in the conditions of special education are described. The article argues that under the conditions of general underdevelopment of speech the level of text competence formation is determined not so much by age parameters as by a complex of reasons, the most important of which is the maturity of text activity mechanisms, namely the mechanisms of text compression, anticipation, recipation, probabilistic prediction, association, etc. At beginner levels, the text is perceived as a whole verbal unity from which the learner first singles out the key positions of the text (introduction, main part, conclusion), and then determines the subject-predicate base. Successful comprehension of factual information is determined by the possibility of segmental perception of the text, ruling out irrelevant associations, analysis of the communicative structure of the text, and auto-reflection processes. The article also reveals the relationship between the level of development of lexico-grammatical skills and the level of understanding of the factual information of the text. At early stages, limited vocabulary and underdevelopment of grammatical skills hinder text comprehension; later on, after the formation of text activity mechanisms, and especially the mechanisms of reasons-based knowledge, the students master contextual guess which allows them to overcome the lack of proper lexico-grammatical skills.
Key words: general speech underdevelopment, understanding factual information of the text, text comprehension competence, mechanisms and strategies of text comprehension activity, stages of formation.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.