Архив журнала
Психологическая оценка речевых и языковых трудностей у детей дошкольного возраста
- 543
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье обосновывается актуальность проблемы своевременного
выявления у детей дошкольного возраста
речевых и языковых трудностей. Подчеркивается важность поиска новых психометрических инструментов исследования.
Рассматриваются перспективы использования стандартизованных методов психологической диагностики в условиях современной образовательной практики.
Приводятся результаты экспериментального исследования по апробации новой методики оценки развития русского языка (ОРРЯ). Представлены данные сравнительного
анализа показателей речевого и языкового
развития в двух обследованных группах
детей дошкольного возраста (5—6 лет):
нормально развивающихся (111 человек) и
детей с недостатками речевого и языкового развития (60 человек). Описываются диагностические возможности данного инструмента исследования в отношении клинической выборки детей с нарушениями языка и речи. Выявлены достоверно значимые различия в результатах
выполнения отдельных субтестов методики оценки развития русского языка
в двух обследованных группах детей.
На основе апробации методики и полученных результатов делаются выводы в
отношении выявленных значимых различий между двумя группами детей.
Полученные данные могут быть использованы в решении задач дифференцированной коррекционной помощи детям
дошкольного возраста.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста; нарушения речевого и языкового развития; психологическая диагностика; стандартизованная методика
оценки развития русского языка; современная образовательная практика.
Abstract: The article substantiates
the importance of the problem of timely
identifying preschool children’s speech and
language difficulties. It highlights the
importance of searching for new psychometric research tools of research. The
author considers the prospects of using
standardized methods of psychological
diagnostics in modern educational practice
and presents the results of an experimental
study on the test of a new method for
assessing the development of the Russian
language. The article contains the results of
comparative analysis of speech and
language development parameters in two
groups of preschool children (of 5-6 years
of age): normally developing (111 people)
and children with speech and language
developmental disabilities (60). It describes
the diagnostic capabilities of the instrument
of research on the clinical sample of
children with impaired language and
speech. The article reveals reliably significant differences in the results of
individual subtests according to the method
of assessing the development of the
Russian language in the two experimental
groups of children. On the basis of testing
the methods and results, the author comes
to conclusions about the identified significant differences between the two groups
of children. The results can be used in
solving the problems of special help of
various kinds to preschool children with
impaired speech and language development.
Key words: preschool children,
speech and language development
disorders, psychological diagnostics,
standardized method of assessment of the
Russian language development, modern
educational practice.