Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье обосновывается актуальность проблемы своевременного выявления у детей дошкольного возраста речевых и языковых трудностей. Подчеркивается важность поиска новых психометрических инструментов исследования. Рассматриваются перспективы использования стандартизованных методов психологической диагностики в условиях современной образовательной практики. Приводятся результаты экспериментального исследования по апробации новой методики оценки развития русского языка (ОРРЯ). Представлены данные сравнительного анализа показателей речевого и языкового развития в двух обследованных группах детей дошкольного возраста (5—6 лет): нормально развивающихся (111 человек) и детей с недостатками речевого и языкового развития (60 человек). Описываются диагностические возможности данного инструмента исследования в отношении клинической выборки детей с нарушениями языка и речи. Выявлены достоверно значимые различия в результатах выполнения отдельных субтестов методики оценки развития русского языка в двух обследованных группах детей. На основе апробации методики и полученных результатов делаются выводы в отношении выявленных значимых различий между двумя группами детей. Полученные данные могут быть использованы в решении задач дифференцированной коррекционной помощи детям дошкольного возраста.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста; нарушения речевого и языкового развития; психологическая диагностика; стандартизованная методика оценки развития русского языка; современная образовательная практика.
Abstract: The article substantiates the importance of the problem of timely identifying preschool children’s speech and language difficulties. It highlights the importance of searching for new psychometric research tools of research. The author considers the prospects of using standardized methods of psychological diagnostics in modern educational practice and presents the results of an experimental study on the test of a new method for assessing the development of the Russian language. The article contains the results of comparative analysis of speech and language development parameters in two groups of preschool children (of 5-6 years of age): normally developing (111 people) and children with speech and language developmental disabilities (60). It describes the diagnostic capabilities of the instrument of research on the clinical sample of children with impaired language and speech. The article reveals reliably significant differences in the results of individual subtests according to the method of assessing the development of the Russian language in the two experimental groups of children. On the basis of testing the methods and results, the author comes to conclusions about the identified significant differences between the two groups of children. The results can be used in solving the problems of special help of various kinds to preschool children with impaired speech and language development.
Key words: preschool children, speech and language development disorders, psychological diagnostics, standardized method of assessment of the Russian language development, modern educational practice.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.