Архив журнала
Особенности логопедической работы по формированию фонематической системы языка у детей с открытой ринолалией
- 516
- Рубрика: УЧЕНЫЕ — ПРАКТИКАМ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье раскрывается научно обоснованная технология
формирования фонематической системы языка у детей с врожденной расщелиной губы и неба (ринолалией). Врожденная расщелина губы и неба с самого рождения ребенка нарушает развитие и функционирование органов
речи (языка, губ, челюсти, мягкого неба, голосообразующего аппарата),
ведет к снижению речевых кинестезий и контроля за выполнением артикуляционных движений. Дети не умеют в движениях артикуляции воспроизводить фонологические противопоставления в языке. Так, при произношении гласных у них наблюдается тенденция к сближению артикуляционных укладов по признаку высоты, ряда и огубленности, при произнесении согласных — по способу и месту образования. Неумение в движениях артикуляции воспроизводить фонологические противопоставления в языке, а также неполное кинестетическое (артикуляционное)
восприятие звуков речи ведет к неполному их различию на слух, поэтому
накопление четких представлений о звуковом составе слова в этих условиях затруднено и, следовательно, возникают значительные препятствия в нормальном формировании фонематической системы языка. С учетом механизмов недоразвития фонематической системы языка у детей с ринолалией коррекционное обучение предусматривает пять взаимосвязанных разделов: формирование в движениях артикуляции фонологических противопоставлений; развитие кинетико-кинестетической основы артикуляционных движений и контроля; коррекцию фонетической системы языка; формирование фонематического, интонационного, морфологического слуха, навыков и умений звукового анализа; развитие когнитивных процессов в сфере языка.
Ключевые слова: ринолалия; фонематическая система языка; фонематический слух; фонематическое восприятие; артикуляция; акустические признаки звука; интонационный слух; кинестетическая основа артикулем; кинетическая основа артикулем.
Abstract: The article describes a scientifically based technology of formation of phonemic system of the native language in children born with cleft lip and palate.
From the first days of the baby’s life this birth defect impairs the development and
functioning of the speech organs of the child (tongue, lips, jaws, soft palate, and
voice producing apparatus), leads to the reduction of speech kinesthesia and control of articulatory movements. Such children cannot reproduce linguistic phonological oppositions by corresponding articulatory movements. Thus, when pronouncing vowels they tend to mix up articulations in height, backness and labialization; consonant articulations are confused in manner and place of production. Inability to reproduce linguistic phonological oppositions by corresponding articulatory movements and incomplete kinesthetic (articulatory) comprehension of speech sounds causes indistinct differentiation by the hearing; that is why accumulation of clear phonetic images of words is made difficult in such conditions and there appear a number of obstacles in the process of formation of the phonemic system of the language. Special training taking into account the mechanisms of underdevelopment of the phonemic system of the language in children suffering from hypernazality presupposes five interrelated sections: formation of linguistic phonological oppositions by corresponding articulatory movements; development of kinetic-kinesthetic basis of articulatory movements and control; correction of the phonetic system of the language; formation of phonemic, intonational and morphological comprehension, skills and habits of phonetic analysis; development of cognitive processes in the sphere of language.
Key words: hypernasality; phonemic system of language; phonemic perception;
articulation; acoustic characteristics of the sound; intonation comprehension; kinesthetic basis of articulemes; kinetic basis of articulemes.