Архив журнала
Развитие математической речи в начальных классах
- 637
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Культура математической речи является составной частью
общей культуры человека. Хорошо развитая речь обеспечивает осознанное
освоение содержания курса математики
учащимися начальных классов, формирование коммуникативных учебных
действий, достижение предметных,
метапредметных и личностных результатов обучения. Анализ педагогической
практики свидетельствует о низком
уровне развития математической речи
младших школьников.
Недостатки в развитии математической речи учащихся начальной школы
являются следствием недостаточной теоретической и методической разработанности многих аспектов этого вопроса.
Поэтому представляется перспективным
поиск средств совершенствования формирования математической речи.
В современной литературе существует несколько подходов к изучению
математического языка: семантический
и синтаксический. Сочетание этих подходов к построению и изучению математической речи означает, что грамматические правила литературного языка,
конструкции из математических и логических терминов должны получить
семантическое толкование и в тех случаях, когда они формулируются как
синтаксические.
Семантические и синтаксические отношения необходимо рассматривать совместно с учебной деятельностью.
В качестве психологической основы усвоения математической речи может выступать теория деятельности. Семантические умения основываются на действии
семантизации языковых единиц, состоящем в соотнесении знака и его значения в
мышлении. Синтаксические умения основываются на правилах построения и преобразования языковых единиц.
На основе анализа строения математического языка, кроме вышеназванных умений, выявлены умения знакового моделирования, интерпретации
формальных математических выражений. В обучении математике младших
школьников используется как естественный, так и специальный язык —
математический. Именно в начальной
школе учащиеся впервые знакомятся с
искусственным языком математики.
Работу по развитию математической
речи можно вести двумя путями: через
подражание речи учителя и через целенаправленное обучение. Если учитель
будет целенаправленно заботиться об
освоении учащимися понятийного аппарата математики, то речь станет
средством развития умственной деятельности и основой для формирования
коммуникативных учебных действий.
Ключевые слова: речь; речевая
деятельность; математическая речь;
приемы развития математической речи;
начальная школа.
Abstract: The culture of mathematical speech is an integral part of the human
culture. If well developed, it provides conscious acquisition of the mathematics
course content by primary school pupils,
formation of communicative learning actions, achievement of subject, metasubject
and personal learning outcomes. Analysis
of teaching practice indicates a low level
of development of mathematical speech of
junior schoolchildren.
Deficiencies in the development of
mathematical speech of primary school
pupils are the result of a lack of theoretical
and methodological elaboration of many
aspects of this issue. It therefore seems a
promising task to search for means of improving the formation of mathematical
speech skills and habits.
In modern literature, there are several
approaches to the study of mathematical
language: the semantic approach and the
syntactic one. The combination of these
approaches to the construction and study
of mathematical speech means that the
grammatical rules of literary language,
constructions of mathematical and logical
terms should get a semantic interpretation
also in those cases when they are formulated as syntactical.
Semantic and syntactic relations
should be considered in conjunction with
educational activity. The theory of speech
activity can serve as a psychological basis
of mastering mathematical speech.
Semantic skills are based on the action of semanticization of language units,
consisting in the correlation of the sign with its meaning in thinking. Syntactic
skills are based on the rules of construction and transformation of language units.
Skills of sign modeling and interpretation of formal mathematical expressions
based on the analysis of the structure of
mathematical language have been revealed
in addition to the above mentioned skills.
Teaching mathematics to junior schoolchildren uses both natural and special language — the language of Mathematics. It
is at the primary school that the pupils
meat the first artificial language of mathematics. Work on the development of
mathematical speech can be carried out in
two ways: through imitating the teacher
and through purposeful training. If the
teacher would deliberately pay attention to
the development of pupils' conceptual
apparatus of mathematics, speech would
be a means of mental activity development
and a basis for the formation of communicative learning actions.
Key words: speech, speech activity,
mathematical speech, techniques of mathematical speech development, primary
school.