Архив журнала
Изменения вариабельности сердечного ритма у дошкольников в ходе проведения программы «Экотерапия для детей в возрасте 6—7 лет с речевыми нарушениями» в условиях Заполярья
- 619
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматривается авторская образовательно-реабилитационная программа для детей с общим
недоразвитием речи II—III уровня и дизартрией, доказывается эффективность ее
реализации в условиях Заполярья. В последнее время растет количество дошкольников, имеющих отклонения в речевом
развитии. В заполярных регионах эта категория детей относится к «группе риска», так как именно в зимне-весенний
период у них регистрируется учащение
обострений хронической соматической
патологии, снижение иммунологической
реактивности и адаптационного потенциала, изменения обмена веществ, общая
слабость, вялость, повышенная утомляемость. Сочетание образовательной, реабилитационной и коммуникативной составляющих при воспитании и обучении
такого рода детей с использованием нетрадиционных методов может обеспечить
их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.
В Полярно-альпийском ботаническом саде-институте была разработана и
апробирована образовательно-реабилитационная программа «Экологическая терапия» с коррекционными элементами для
детей в возрасте 6—7 лет с речевыми нарушениями. Занятия проводились в период выхода из полярной ночи в условиях
Кольского Севера. В течение реализации всей Программы проводилась динамическая регистрация кардио-ритмографических параметров детей.
У детей, прошедших курс экологической терапии, по сравнению с контрольной
группой отмечается увеличение индекса
напряженности сердца к десятому занятию,
следовательно, к концу реализации программы концентрация внимания у них достигала максимума. Кроме того, выявлено
повышение сопротивляемости организма,
устойчивости детей к гелиогеофизическим
агентам, активно воздействующим в условиях высоких широт.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи; гарденотерапия; анималотерапия; экологическая терапия; индекс напряженности сердца; гелиогеофизические
агенты.
Abstract: The article describes an
authored educational rehabilitation program for children with general underdevelopment of speech of the 2nd
– 3
rd
levels and dysarthria and argues its effectiveness in the conditions of Polar
regions. Recent years have seen an increase in the number of preschoolers
with speech disorders. In Polar regions
these children refer to the “group at
risk” because it is in the winter-spring
period that they demonstrate growth of
chronic somatic pathology exacerbation, reduced immunological reactivity
and adaptive potential, metabolism
changes, general weakness, atonia and
increased fatigability. A combination of
educational, rehabilitative and communicative constituents in education and
upbringing of such children using nontraditional methods may ensure their
emotional well-being and adequate psychic development.
An educational rehabilitation program
“Ecological Therapy” with special education elements for children of 6—7 years of
age suffering from speech disorders has
been worked out and tested at the PolarAlpine Botanical Gardens-Institute
named after N.A. Avrorin. Classes were
held during the period of transition from
the Polar night in the natural conditions
of the Kolskiy North. Dynamic registration of cardiorythmographic parameters
of children was done during the whole
period of realization of the program.
Children who have undergone ecological therapy show higher index of
heart tension after ten treatments in
comparison with the control group; naturally, by the end of the program their
concentration of attention reached its
maximum. In addition, the study reveals
increase of organism resilience and tolerability of heliogeophysical agents
actively influencing people in the
conditions of high latitudes.
Key words: general underdevelopment of speech; gardening-assisted
therapy; animal-assisted therapy, ecotherapy; heart tension index; heliogeophysical agents.