Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматриваются результаты экспериментального исследования смыслового восприятия логико-грамматических конструкций языка у детей старшего дошкольного возраста. Определена сущность понятия «смысловое восприятие речи», показана роль логико-грамматических конструкций в диагностике речевого развития детей, описаны методический аппарат и результаты исследования смыслового восприятия логико-грамматических структур языка дошкольниками с общим недоразвитием речи. Авторы опираются на предположение о том, что пространственное восприятие при нарушении речевого развития имеет свою специфику и влияет на смысловое понимание логико-грамматических конструкций. Описаны особенности понимания таких конструкций дошкольниками с общим недоразвитием речи. Эта специфика обусловлена включенностью в смысловое восприятие вербального компонента, который вследствие речевого недоразвития отличается крайней ослабленностью, при этом являясь значимым фактором в оценке успешности расшифровки симультанных схем, лежащих в основе логико-грамматических конструкций. В условиях речевого дизонтогенеза способность полноценно понимать такого рода конструкции формируется с отставанием по сравнению с нормой. Данное положение подтверждается полученными достоверно значимыми различиями проведенного сравнительного исследования. Таким образом, уровень сформированности понимания логико-грамматических конструкций языка может расцениваться, по мнению авторов, в качестве маркера речевого онтогенеза и дизонтогенеза.
Ключевые слова: восприятие; смысловое восприятие устной речи; логико-грамматические конструкции, старшие дошкольники; общее недоразвитие речи
Abstract: The article presents the results of an experimental research of sense comprehension of logico-grammatical language constructions by senior preschool children. It defines the notion “sense comprehension of speech”, shows the role of logico-grammatical constructions in diagnostics of speech development of children and describes the methods and results of research of sense comprehension of logico-grammatical language constructions by senior preschool children with general speech underdevelopment. The authors proceed from the assumption that in conditions of speech underdevelopment perception of space has a specific nature and influences sense comprehension of logico-grammatical constructions. The article describes the peculiarities of comprehension of such constructions by preschoolers with general speech underdevelopment. This specificity is caused by inclusion in sense comprehension of a verbal component which, as a result of speech underdevelopment, is characterized by extreme weakness, being at the same time a significant factor in evaluation of successful decoding of simultaneous schemes that lie at the basis of logico-grammatical constructions. In the conditions of speech dysontogenesis, formation of ability to fully understand such constructions lags behind time in comparison with normal development. The given assumption is corroborated by the differences obtained in the course of the comparative research. Thus, the level of formation of comprehension of logico-grammatical language constructions may be regarded as a marker of speech ontogenesis and dysontogenesis.
Key words: perception, oral speech comprehension, logico-grammatical constructions, senior preschool children, general speech underdevelopment.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.