Вам может быть интересно:
Архив журнала
Обучение студентов-дефектологов использованию средств альтернативной коммуникации в системе сопровождения лиц с множественными нарушениями развития
- 152
- Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы обучения студентов-дефектологов использованию средств альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) в процессе сопровождения детей с множественными нарушениями развития. Лица с множественными нарушениями составляют вариативную по характеру первичных нарушений и значительную в количественном отношении группу среди детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим формирование средств коммуникации оценивается как одна из базовых задач коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями развития, которая должна быть реализована в профессиональной подготовке студентов к сопровождению лиц этой группы. Цель статьи — представить содержание обучения студентов-дефектологов средствам альтернативной и дополнительной коммуникации, необходимым детям с множественными нарушениями. Описаны методы исследования: анализ литературы по проблеме использования альтернативных средств коммуникации; количественный и качественный анализ результатов анкетирования студентов. Результаты изучения готовности студентов к работе с детьми с множественными нарушениями выявили недостаточный уровень овладения средствами АДК как необходимыми средствами общения, развития и обучения детей этой группы. В статье представлены условия формирования профессиональных компетенций у студентов по обучению средствам АДК: овладение теоретическими знаниями, диагностика этапов символизации, последовательность введения средств АДК в зависимости от характера первичных нарушений, уровня познавательного развития детей с множественными нарушениями развития. Предложена схема введения в общение с детьми с множественными нарушениями предметных, мануальных, графических и других доступных речевых средств. Подчеркивается роль различных форм образовательной деятельности со студентами для формирования компетенций в области использования средств альтернативной коммуникации.
Ключевые слова: педагогические вузы, дефектологическое образование, специальное образование, студенты-дефектологи, подготовка дефектологов, образовательный процесс, средства альтернативной коммуникации, альтернативная коммуникация, дети с множественными нарушениями развития, множественные нарушения развития, дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, ТМНР, дополнительная коммуникация, средства коммуникации, коррекционно-развивающая работа, работа с детьми
Abstract: The article discusses the issues of teaching students-defectologists to use alternative communication means in the process of providing support for children with multiple developmental disorders. Individuals with multiple developmental disorders make up a group that is variable from the point of view of the nature of primary disorders and is quantitatively significant among the children with disabilities. In view of this, the formation of communication means is considered as one of the basic tasks of rehabilitative-educational work with children with multiple developmental disorders, which should be realized in the professional training of students to provide support for the persons of this group. The article aims to present the content of teaching students-defecto-logists to use the means of alternative and augmentative communication (AAC) necessary for children with multiple disabilities. The research methods employed in the study include analysis of the literature on the problems of using alternative means of communication, and quantitative and qualitative analysis of the results of the student survey. The results of the study of students' readiness to work with children with multiple disabilities revealed an insufficient level of application of AAC as pertinent means of communication, development and education of children of this group. The article describes the conditions for the formation of students' professional competences in the process of teaching AAC methods: mastering theoretical knowledge, diagnostics of the stages of symbolization, sequence of introduction of AAC means depending on the characteristics of primary disorders, and level of cognitive development of children with multiple developmental disorders. The authors of the article suggest a scheme of introduction into communication with children with multiple developmental disorders of various manual, graphic, and other accessible means of communication. The article emphasizes the role of various forms of teaching students with the aim of forming their professional competences in the field of alternative and augmentative communication.
Key words: pedagogical universities, defectological education, special education, students-defectologists, training defectologists, education process, alternative communication means, alternative communication, children with multiple developmental disorders, multiple developmental disorders, children with severe multiple developmental disorders, augmentative communication, communication means, rehabilitative-educational work, work with children
Для цитирования:
Головчиц, Л. А. Обучение студентов-дефектологов использованию средств альтернативной коммуникации в системе сопровождения лиц с множественными нарушениями развития / Л. А. Головчиц, М. В. Переверзева. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2025. – №3. – С. 95-110.
For citation
Golovchits, L. A., Pereverzeva, M. V. (2025). Teaching Students-defectologists to Use Alternative Communication Means in the System of Support for Persons with Multiple Developmental Disorders // Special Education. – 2025. – №3. – P. 95-110.
