Архив журнала
Жестовая речь в структуре профессиональной компетентности сурдопедагога
- 163
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлена характеристика жестовой речи в структуре процесса формирования профессиональной компетентности сурдопедагога: его когнитивного компонента (знаний о жестовом языке, методике коррекционных занятий по развитию жестовой речи), деятельностного компонента (готовности и умения осуществлять процесс развития жестовой речи во взаимодействии со словесной у обучающихся) и эмоционально-ценностного компонента (позитивно-активного отношения к процессу формирования и совершенствования коммуникативных умений учащихся средствами словесной и жестовой речи).
Охарактеризован исторический аспект проблемы использования жестового языка как средства обучения, воспитания и психического развития лиц с нарушением слуха. Описана трансформация терминологии, содержания и методики обучения будущих дефектологов в зависимости от изменения статуса жестового языка в нормативно-правовом поле Республики Беларусь и мировом культурно-образовательном пространстве; показаны достижения отечественной и зарубежной науки в области языкознания, анализа сущности жестовой речи как знаковой и лингвистической системы, ее компенсаторной функции, феномена словесно-жестового двуязычия. Применительно к теме раскрыты целеполагание, содержание и учебно-методическое обеспечение профессиональной подготовки сурдопедагогов в рамках компетентностного подхода, реализуемые в Институте инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета (на I ступени высшего образования).
В результате изучения жестовой речи и методики ее развития у сурдопедагогов формируется умение оптимально использовать различные виды речи в коррекционно-образовательном процессе, понимание особенностей визуально-пространственного мышления неслышащих детей и влияния этих характеристик на речемыслительные трудности, навыки продуктивного применения жестового языка, позволяющие подготовить неслышащих обучающихся к жизни и взаимодействию в двух мирах — макросоциуме слышащих и микросоциуме глухих. Делается вывод, что методическая компетентность в области применения жестового языка в учебно-воспитательном процессе позволяет эффективно решить задачу формирования двусторонней цепочки «жест — смысл — слово» на общеобразовательных уроках, задействования дополнительных компенсаторных механизмов для обучения словесной речи и добиться фасилитации письма и развития читательской деятельности детей с нарушением слуха.
Ключевые слова: сурдопедагогика, нарушения слуха, дети с нарушениями слуха, жестовая речь, язык жестов, профессиональные компетенции, профессиональная деятельность, сурдопедагоги, словесно-жестовое двуязычие
Abstract: The article characterizes sign language in the structure of the process of shaping the professional competence of a surdopedagogue: its cognitive component (knowledge of sign language, methods of rehabilitation classes for the development of sign language), the activity-based component (readiness and ability to carry out the process of developing sign language in interaction with verbal language in students) and emotional-value-based component (positive or active attitude to the process of formation and improvement of students' communicative skills by means of verbal and sign language).
The article describes the historical aspect of the problem of using sign language as a means of teaching, upbringing and mental development of people with hearing impairments. The study highlights the transformation of terminology, content, and teaching methods for training future defectologists depending on the changing status of sign language in the normative-regulatory framework of the Republic of Belarus and the global cultural and educational space. The article also looks at the achievements of Russian and foreign scholars in the field of linguistics and analysis of the essence of sign speech as a sign and language system, its compensatory function, and the phenomenon of verbal-sign bilingualism. In relation to the topic, the article reports about the goal-setting, content and educational and methodological support for the professional training of surdopedagogues within the framework of the competence-based approach, realized at the Institute of Inclusive Education of the Belarusian State Pedagogical University (at the first stage of higher education).
As a result of learning sign language and the methods of its development, future surdopedagogues develop the ability to optimally use various types of speech in the rehabilitation-educational process, the understanding of the specific features of visual-spatial thinking of deaf children and the influence of these characteristics on their speech-thinking difficulties and skills of productive use of sign language, which allow the teacher to prepare deaf students for life and interaction in two worlds — the macrosocium of the hearing and the microsocium of the deaf. It is concluded that methodological competence in the field of the use of sign language in the educational process makes it possible to effectively solve the problem of forming a two-way chain “sign — meaning — word” at general school lessons, to use additional compensatory mechanisms for teaching verbal speech and to achieve the facilitation of writing and the development of reading activities of children with hearing impairments.
Key words: surdopedagogy, hearing impairments, children with hearing impairments, sign speech, sign language, professional competences, professional activity, surdopedagogues, verbal-sign bilingualism
Для цитирования:
Русакович, И. К. Жестовая речь в структуре профессиональной компетентности сурдопедагога // Специальное образование. – 2025. – №2. – С. 199-217.
For citation
Rusakovich, I. K. (2025). Sign Language in the Structure of Professional Competence of a Surdopedagogue // Special Education. – 2025. – №2. – P. 199-217.
