Архив журнала
К вопросу о проведении научных исследований в области подготовки педагогов-дефектологов к коррекционно-педагогической работе с детьми раннего возраста
- 173
- Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье раскрываются теоретические основы анализа задач подготовки педагогов-дефектологов к коррекционно-педагогической работе с детьми раннего возраста. Обращается внимание на актуальность исследования вопросов моделирования программ подготовки педагогов-дефектологов, необходимость разработки и обоснования которых сформулирована на основе анализа основных положений Национальных проектов «Демографическая политика», «Охрана здоровья матери и ребенка. Ранняя помощь», «Присмотр и уход за маленькими детьми. Детские сады», «Социальная поддержка семей с детьми», федеральных нормативно-правовых документов, определяющих, с одной стороны, требования к обучению и воспитанию детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), организацию и осуществление ранней помощи детям и их семьям, а с другой — рассматривающих необходимость модернизации специального (дефектологического) образования. Также учитывались основные положения профессионального стандарта «Педагог-дефектолог», определяющего перечень профессиональных компетенций, необходимых для работы с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детьми группы риска.
Анализируются результаты современных научных исследований в области изучения состояния здоровья детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска; организации и осуществления ранней помощи детям и их семьям; анализа региональных моделей ранней помощи; организации и определения содержания коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста в разных институциональных условиях. Рассматривается возможность использования результатов современных научных исследований и учебно-методических материалов в процессе реализации образовательных программ высшего образования по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» (уровень бакалавриата), основная профессиональная образовательная программа «Дошкольная дефектология», как ресурса подготовки кадров для коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста.
Сформулирован ряд проблем, выявленных в результате анализа современных программ подготовки педагогов-дефектологов к коррекционно-педагогической работе с детьми раннего возраста: незначительный объем времени, выделяемый в учебных планах основных профессиональных образовательных программ для овладения необходимыми профессиональными компетенциями, сложности в организации педагогической практики, обеспечивающей формирование практических умений и навыков работы с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, детьми с инвалидностью, детьми группы риска, использование ограниченного объема результатов современных научных исследований в области сопровождения детей раннего возраста (ранней помощи детям и их семьям) и др.
Представлено обоснование актуальности проведения научного исследования, результаты которого в дальнейшем могут стать основой моделирования программ подготовки педагогов-дефектологов к коррекционно-педагогической работе с детьми раннего возраста в региональной системе. Подчеркивается значимость и актуальность проведения научного исследования, основной целью которого является теоретико-методологическое обоснование разработки содержания программ подготовки педагогов-дефектологов к коррекционно-педагогической работе с детьми раннего возраста в контексте региональных социальных условий.
Ключевые слова: высшие учебные заведения, студенты, специальное образование, дефектологическое образование, подготовка педагогов-дефектологов, образовательный процесс, педагоги-дефектологи, образовательные программы, ранний возраст, дети раннего возраста, ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, ранняя помощь, коррекционно-педагогическая работа
Abstract: This article tackles the theoretical foundations of analysis of the tasks of training teachers-defectologists for rehabilitation-educational work with children at an early age. Special attention is drawn to the relevance of the study of the issues of modeling programs of training teachers-defectolo¬gists, the need to develop and substantiate which is formulated based on the analysis of the main ideas of the National Projects “Demographic Policy”, “Maternal and child health. Early assistance”, “Supervision and care of young children. Kindergartens”, “Social support for families with children”, federal regulatory documents designating, on the one hand, the requirements for the education and upbringing of young children with disabilities, the organization and implementation of early assistance for children and their families, and, on the other, considering the need to modernize special (defectological) education. The study also takes into account the main guidelines of the professional standard “Teacher-defectologist”, which designates the list of professional competences necessary to work with young children with disabilities and children at risk.
The article analyzes the results of modern scholarly research in the field of examining the health of young children with disabilities and at-risk children; organization and implementation of early assistance for children and their families; analysis of regional models of early assistance; organization and definition of the content of rehabilitation-educational work with young children in different institutional settings. The article considers the possibility of using the results of modern scholarly research and didactic materials in the process of realization of educational programs of higher education in the field of study 44.03.03 “Special (Defectological) education” (Bachelor's degree) and the main professional educational program “Preschool defectology” as a resource for training personnel for rehabilitation-educational work with young children.
The study has revealed a number of problems, identified as a result of the analysis of modern programs of training teachers-defectologists for rehabilitation-educational work with young children: the insignificant amount of time allocated in the curricula of the main professional educational programs for mastering the necessary professional competences, difficulties in organizing pedagogical practice, ensuring the formation of practical skills of working with young children with disabilities and children at risk, the use of a limited amount of results of modern scholarly research in the field of early childhood support (early assistance for children and their families), etc.
The article presents a substantiation of the relevance of scientific research, the results of which can later become the basis for modeling programs of training teachers-defectologists for rehabilitation-educational work with young children in the regional system. The authors emphasize the importance and relevance of scientific research, the main purpose of which is the theoretical and methodological substantiation of the development of the content of training programs of teachers-defectologists for rehabilitation-educational work with young children in the context of regional social conditions.
Key words: higher education institutions, students, special education, defectological education, training of teachers-defectologists, education process, teachers-defectologists, education programs, early age, children at an early age, disabilities, children with disabilities, early assistance, rehabilitation-educational work
Для цитирования:
Васильева, В. С. К вопросу о проведении научных исследований в области подготовки педагогов-дефектологов к коррекционно-педагогической работе с детьми раннего возраста / В. С. Васильева, С. Б. Лазуренко. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2025. – №2. – С. 178-198.
For citation
Vasil'eva, V. S., Lazurenko, S. B. (2025). To the Issue of Conducting Research in the Field of Training Teachers-defectologists for Special Education of Children at an Early Age // Special Education. – 2025. – №2. – P. 178-198.
