Вам может быть интересно:
Архив журнала
Особенности диагностики и коррекции речевых нарушений у обучающихся с дисграфией в условиях интегративной образовательной среды
- 181
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлено определение интегративной образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями и показана необходимость создания специальных условий для оказания помощи обучающимся с дисграфией в общеобразовательном классе, за счет чего обеспечивается усвоение программы по учебным предметам «русский язык», «литературное чтение».
В статье описаны результаты исследования особенностей речевого и когнитивного развития и коррекции речевых нарушений у детей с дисграфией в условиях интегративной образовательной среды. Рассмотрены современные подходы к выявлению и преодолению нарушений письменной речи у младших школьников с учетом принципов инклюзивного образования. Автор представил эмпирические данные о взаимообусловленности различных видов дисграфии и недостаточности развития отдельных высших психических функций. На основе экспериментального исследования выявлены наиболее эффективные методы диагностики различных форм дисграфии и предложена комплексная коррекционная программа, адаптированная к условиям интегративного обучения, в которую были включены четыре компонента, в комплексе обеспечивающие системное воздействие на развитие когнитивного базиса письма и речевой системы в целом. Установлена статистически значимая эффективность применения мультисенсорного и дифференцированного подходов в коррекции дисграфии. Полученные результаты могут быть использованы специалистами для оптимизации логопедической работы в условиях современной образовательной среды.
Ключевые слова: логопедия, нарушения речи, дети с нарушениями речи, письменная речь, письмо, дисграфия, речевые нарушения, интегративная образовательная среда, диагностика, коррекционная работа, начальная школа, младшие школьники, инклюзивное образование, инклюзивная образовательная среда, нарушения письма
Abstract: The article defines integrative educational environment for students with special educational needs and shows the need to create special conditions to help students with dysgraphia in a general education class, thereby ensuring program knowledge acquisition in the academic subjects “Russian language” and “Reading Literature”.
The article describes the results of a study of the peculiarities of speech and cognitive development and rehabilitation of speech disorders in children with dysgraphia in an integrative educational environment. It also dwells on the modern approaches to identifying and overcoming written speech disorders in primary school students, taking into account the principles of inclusive education. The author presents empirical data on the interdependence of various types of dysgraphia and the underdevelopment of certain higher mental functions. Based on the experimental study, the most effective methods for diagnosing various forms of dysgraphia are identified and a comprehensive rehabilitation program adapted to the conditions of integrative learning is proposed, which includes four components that together provide a systemic impact on the development of the cognitive basis of writing and the speech system as a whole. The article reports statistically significant effectiveness of using multisensory and differentiated approaches in the rehabilitation of dysgraphia. The results obtained can be used by specialists to optimize logopedic work in the situation of a modern educational environment.
Key words: logopedics, speech disorders, children with speech disorders, written speech, writing, dysgraphia, disorders of speech, integrative educational environment, diagnostics, correction, primary school, junior schoolchildren, inclusive education, inclusive education environment, writing disorders
Для цитирования:
Яковлева, Н. Н. Особенности диагностики и коррекции речевых нарушений у обучающихся с дисграфией в условиях интегративной образовательной среды / Н. Н. Яковлева. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2025. – №2. – С. 93-108.
For citation
Yakovleva, N. N. (2025). Diagnostics and Rehabilitation of Speech Disorders in Students with Dysgraphia in an Integrative Educational Environment // Special Education. – 2025. – №2. – P. 93-108.
