Рубрика: СИСТЕМА РАННЕЙ ПОМОЩИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматривается проблема мониторинга эффективности деятельности службы ранней помощи семьям и их детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Обозначена важность оказания ранней помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Представлена характеристика детей раннего возраста с признаками дизонтогенеза. Предложена система анализа и оценивания качества функционирования службы ранней помощи, включающая такие показатели, как интенсивность продвижения в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья; степень осведомленности родителей в области развития и воспитания их детей; установление взаимодействия ребенка с родителями в домашней обстановке и его качество. Показаны результаты исследования указанных показателей на период до начала посещения службы ранней помощи и через год после начала ее посещения. Анализируется роль службы ранней помощи в прогрессивной динамике речевого, познавательного, социального развития детей раннего возраста с ОВЗ. Подробно представлена динамика увеличения продуктивности взаимодействия ребенка с родителями в домашней обстановке, в игровых ситуациях; в расширении степени осведомленности родителей в вопросах развития и воспитания детей. Обнаружено усовершенствование навыков самообслуживания у детей раннего возраста и умений вести себя в естественной бытовой обстановке по итогам годового посещения специалистов. Обозначена значимость правильной организации образовательной среды дома и в условиях дошкольной образовательной организации. Предложенная система мониторинга эффективности работы педагогов службы ранней помощи может использоваться образовательными организациями в системе оценки качества оказания помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: раннее развитие, задержка речевого развития, дети раннего возраста, ранняя помощь, службы ранней помощи, ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, дети с ограниченными возможностями здоровья, семейное воспитание, родители, детско-родительские отношения, работа с семьей, семьи детей с ОВЗ
Abstract: The article addresses the issue of monitoring the effectiveness of early support services for families and their children with disabilities. It emphasizes the importance of providing early support for families raising young children with disabilities. The study characterizes young children showing signs of developmental disorders. The authors suggest a system for analyzing and evaluating the quality of early support services, including indicators such as the intensity of developmental progress in children with disabilities, the establishment and quality of child-parent interaction in the home environment, and the level of parental awareness regarding child development and upbringing. The article presents the results of a study assessing these indicators before the family began attending early support services and one year after beginning participation. It analyzes the role of early support services in promoting positive changes in speech, cognitive, and social development in young children with disabilities. Detailed data is presented on the increase in the productivity of child-parent interaction at home, particularly in game situations, as well as on the improvement of parental awareness in matters of child development and education. The article reports improvements in the self-care skills of young children and their ability to behave appropriately in natural everyday environments after a year of working with specialists. The article highlights the importance of organizing the educational environment properly both at home and in preschool education institutions. The proposed monitoring system for evaluating the effectiveness of the work of early support service educators can be used by education institutions as part of quality assessment framework for supporting families raising children with disabilities.
Key words: early development, speech underdevelopment, children at an early age, early assistance, early assistance service, disabilities, children with disabilities, family education, parents, child-parent relations, work with the family, families of children with disabilities

Для цитирования:

Арсеньева, М. В. Мониторинг эффективности оказания ранней помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья / М. В. Арсеньева, Ю. В. Герасименко, М. Г. Ивлева. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2025. – №2. – С. 109-123.

For citation

Arsen'eva M. V., Gerasimenko Yu. V., Ivleva M. G. (2025). Monitoring the Effectiveness of Provision of Early Support for Families Raising Young Children with Disabilities // Special Education. – 2025. – №2. – P. 109-123.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.