Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлены результаты исследования, посвященного изучению эффективности программы коррекционной ритмики в развитии коммуникативных (вербальных и невербальных) и двигательных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). В эксперименте приняли участие 87 детей: 67 дошкольников с ЗПР в возрасте 5–6 лет и 20 детей с нормотипичным развитием. На начальном этапе исследования был проведен констатирующий эксперимент, который выявил у детей с ЗПР значительные нарушения в коммуникативной и двигательной сферах. В частности, у них преобладала ситуативно-деловая форма общения при недостаточном развитии внеситуативно-личностной, отмечались сниженная мотивация к речевому общению, трудности в тонкой моторике, координации движений и артикуляционной моторике. Для коррекции выявленных нарушений была разработана и апробирована модульная программа коррекционной ритмики, состоящая из трех этапов. Первый модуль, «Ритм в движении и музыке», был направлен на развитие базовых двигательных навыков и чувства ритма. Второй модуль, «Ритм в речи, движении и музыке», интегрировал речевые упражнения с двигательной и музыкальной активностью. Третий модуль, «Ритм в движении, танце, музыке и речи», включал более сложные творческие формы деятельности, такие как танцы и музыкальные игры. Результаты контрольного эксперимента показали значительную положительную динамику. Программа продемонстрировала ряд ключевых преимуществ, включая комплексное воздействие на двигательные, речевые и коммуникативные навыки, интеграцию лексических тем в упражнения, использование классической музыки для расширения культурного кругозора, а также активное вовлечение родителей и педагогов в процесс коррекции. Авторы делают вывод о высокой эффективности коррекционной ритмики в работе с дошкольниками с ЗПР, особенно в развитии речеязыковых навыков и тонкой моторики. Результаты исследования имеют важное практическое значение для коррекционной педагогики и обосновывают необходимость внедрения подобных программ в дошкольные образовательные учреждения.
Ключевые слова: старшие дошкольники, ЗПР, задержка психического развития, дети с задержкой психического развития, коррекционная ритмика, коммуникативные навыки, двигательные навыки, коррекционно-развивающая работа, дошкольные образовательные учреждения
Abstract: The article presents the results of a study devoted to the observation of the effectiveness of a corrective rhythmics program in developing communicative (verbal and nonverbal) and motor skills in older preschoolers with disorders of psychological development (DPD). The experiment involved 87 children: 67 preschoolers with DPD aged 5—6 years and 20 children with typical development. At the initial stage of the study, an ascertaining experiment was conducted, which revealed significant problems in the communicative and motor spheres in children with DPD. In particular, they had a predominantly situational activity-based form of communication with insufficient development of extra-situational-personal communication, reduced motivation for speech communication, difficulties in fine motor skills, coordination of movements and articulatory motor skills. To correct the diagnosed impairments, a modular corrective rhythmics program was developed and tested, consisting of three stages. The first module, “Rhythm in Movement and Music”, was aimed to develop basic motor skills and a sense of rhythm. The second module, “Rhythm in Speech, Movement and Music”, integrated speech exercises with motor and musical activity. The third module, “Rhythm in Movement, Dance, Music and Speech”, included more complex creative forms of activity, such as dancing and musical games. The results of the control experiment showed significant positive dynamics. The program demonstrated a number of key advantages, including a complex impact on motor, speech and communication skills, integration of lexical topics into exercises, use of classical music to expand cultural horizons, as well as active involvement of parents and teachers in the rehabilitation process. The authors conclude that corrective rhythmics exercises are highly effective in working with preschoolers with DPD, especially in the development of speech and language skills and fine motor skills. The results of the study are of great practical importance for special pedagogy and substantiate the need to introduce such programs in preschool education institutions.
Key words: older preschoolers, DPD, disorders of psychological development, children with disorders of psychological development, corrective rhythmics, communicative skills, motor skills, rehabilitation-educational work, preschool education institutions

Для цитирования:

Григоренко, Ю. А. Использование коррекционной ритмики в формировании коммуникативных и двигательных навыков у дошкольников с задержкой психического развития / Н. Ю. Григоренко, Ю. А. Афанасьева, Л. В. Кебурия. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2025. – №2. – С. 45-62.

For citation

Grigorenko, N. Yu., Afanas'eva, Yu. A., Keburiya, L. V. (2025). The Use of Corrective Rhythmics in the Formation of Communicative and Motor Skills in Preschoolers with Disorders of Psychological Development // Special Education. – 2025. – №2. – P. 45-62.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.