Архив журнала
«Глухота на букву» и проблемы овладения письменной речью
- 212
- Рубрика: КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИНВАЛИДНОСТЬЮ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье указывается, что изучению нарушений овладения детьми письменной речью (дислексиям и дисграфиям) посвящено немало исследований и то, что основные их варианты отражают состояние у детей устной речи. Однако до сих пор остаются не изученными окончательно те расстройства письменной речи, которые выступают на фоне сохранного мышления и устной речи, т. е. случаи, обозначаемые как специфические дислексии и дисграфии. Особенно важно и в теоретическом, и в практическом отношении, что не найдены мозговые механизмы, которые обусловливают такие варианты дислексий и дисграфий. Этот пробел оборачивается тем, что ряд детей, неспособных обучиться чтению и письму, остается без помощи. В настоящей публикации предлагается вниманию авторская точка зрения, состоящая в том, что в этих случаях имеет место особый вид мозговой дефицитарности. Для обоснования взгляда на причинные факторы специфических расстройств письменной речи привлекаются инновационные данные нейронаук и те, которые относятся к исторической ретроспекции. В частности, это важные, но недостаточно освещенные в литературе открытия таких известных исследователей, как Ж. Дежерин и А. Галабурда. Их привлечение дает основание для вывода, что наряду со «слепотой на букву» не менее значимую роль в патогенезе дислексий и дисграфий играет «глухота на букву». Имеется уверенность, что эти инновационные сведения окажутся полезными не только в плане теоретического обоснования особого вида нарушений письменной речи, но и для практического их применения специалистами в коррекционной работе с детьми.
Ключевые слова: логопедия, нарушения речи, дети с нарушениями речи, письменная речь, письмо, нарушения письменной речи, чтение, дислексия, дисграфия, функциональные роли областей мозга, головной мозг
Abstract: The article acknowledges that many studies have been devoted to the research of children's written speech acquisition disorders (dyslexia and dysgraphia), and that their main types reflect the state of oral speech in children. However, those disorders of written speech that occur against the background of intact thinking and oral speech, i.e. cases referred to as specific dyslexia and dysgraphia, have not yet been fully studied. It is especially important, both theoretically and practically, that the brain mechanisms that cause such types of dyslexia and dysgraphia have not yet been found. This gap results in the fact that a number of children who are unable to learn to read and write are left without help. This publication offers an authorial point of view, which consists in the fact that there is a special kind of brain deficiency in these cases. Innovative data from neuroscience and those related to historical retrospection are used to substantiate the view on the causal factors of specific disorders of written speech. In particular, these are important but insufficiently covered in the scientific literature findings of such famous researchers as J. Dejerine and A. Galaburda. Their involvement gives grounds for the conclusion that along with visual disability, auditory disorders also play an equally significant role in the pathogenesis of dyslexia and dysgraphia. There is confidence that this innovative information will be useful not only in terms of theoretical substantiation of a special type of written speech disorder, but also for its practical application by specialists in rehabilitation work with children.
Key words: logopedics, speech disorders, children with speech disorders, written speech, writing, written speech disorders, reading, dyslexia, dysgraphia, functional roles of brain areas, brain
Для цитирования:
Визель, Т. Г. «Глухота на букву» и проблемы овладения письменной речью / Т. Г. Визель. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2025. – №2. – С. 34-44.
For citation
Vizel', T. G. (2025). Auditory Impairment and Issues of Written Speech Acquisition Disorders // Special Education. – 2025. – №2. – P. 34-44.
