Архив журнала
Социально-психологический портрет матери, применяющей насильственные методы воспитания
- 35
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Для каждого ребенка мать является значимой фигурой, при участии и под влиянием которой происходит его становление. Многочисленными исследованиями подтверждено, что содержание личностных вкладов матери в настоящее и будущее ребенка и средства, которые при этом используются, напрямую зависят от ее психологических особенностей. Одним из вариантов проявления деструктивного материнства, влекущим за собой серьезные последствия для психологического благополучия ребенка, является применение насильственных методов воспитания. В этой связи важнейшее значение приобретает осмысление психологических особенностей матерей как внутренних условий выбора применения насилия по отношению к ребенку, что явилось целью настоящего исследования. Теоретическую базу исследования составляют положения личностно ориентированного подхода, теории, рассматривающие материнство как личностное образование, прикладные исследования применения родителями психологического и физического насилия по отношению к ребенку. Насилие / применение насильственных методов воспитания рассматривается нами как модель поведения, характеризующаяся систематическим (устойчивым) преднамеренным физическим или психологическим воздействием матери на ребенка, которое причиняет ему психические и/или физические страдания и/или имеет негативные последствия для развития. В качестве методов сбора эмпирических данных использовались международный опросник ICAST-P, сочинение «Я — мама», опросник «Уровень субъектности матери, Методика исследования самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантилеев), опросник «Взаимодействие родитель — ребенок». В исследовании приняли участие 423 женщины, имеющие детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Проведенное исследование позволило зафиксировать как значительную распространенность применения матерями насильственных методов воспитания, так и лояльное отношение к их использованию: психологическое и физическое насилие большинство респондентов считают оправданной и дисциплинарной мерой. Наиболее значимыми формально-статусными характеристиками матерей, применяющих насилие по отношению к ребенку, являются: среднее или специальное образование, отсутствие трудовой занятости, многодетность, неполная родительская семья, опыт насилия в родительской семье, дисгармоничные супружеские отношения, в том числе насилие со стороны мужа (психологическое, физическое или экономическое). Сравнительное исследование психологических особенностей матерей, применяющих и не применяющих насильственные методы воспитания, позволило зафиксировать значимые количественные и качественные различия, обнаруживаемые в самосознании, представлениях о ценностях и целях материнства, отношении к себе и ребенку, параметрах детско-родительского взаимодействия. Установлено, что ядром психологического
портрета матерей, применяющих насилие по отношению к ребенку, является симптомокомплекс: неадекватный образ «Я» — отрицание собственных проблем — повышенная критичность по отношению к ребенку —
неудовлетворенность отношениями — необъективные оценки результатов
воспитательного воздействия. Полученные в исследовании данные могут стать основой для построения профилактических программ, мероприятий психолого-психологического сопровождения матерей, применяющих
психологическое и физическое насилие по отношению к ребенку, а также при
организации просветительской и консультационной работы с семьей.
Ключевые слова: материнство, семейное воспитание, насильственные методы воспитания, физическое насилие, психологическое насилие, дети, детско-родительские отношения, социально-психологический портрет
Abstract: For every child, mother is a significant figure, with the participation and under the influence of whom their development takes place. Numerous studies have confirmed that the content of the mother's personal contributions to the present and future of the child and the means used in this case directly depend on her psychological characteristics. One of the ways in which destructive motherhood manifests itself, with serious consequences for the psychological well-being of the child, is the use of harsh parenting methods. In this regard, it is of crucial importance to understand the psychological characteristics of mothers as internal conditions for resorting to the use of violence against their child, which is the purpose of this study. The theoretical basis of the research consists of the ideas of the personalityoriented approach, theories that consider motherhood as personal education, and applied research on the use of psychological and physical violence by parents against their child. Violence or use of harsh parenting methods are considered by the authors of this article as a model of behavior characterized by systematic (sustained) deliberate physical or psychological influence of the mother on the child, which causes the latter mental and/or physical suffering and/or has
negative consequences for development. The international ICAST-P questionnaire, an essay on the topic “I am a mother”, the questionnaire “The level of subjectivity of the mother, the method of studying self-attitude (V. V. Stolin, S. R. Pantileev), and the questionnaire “Parent-child interaction” were used as methods of collecting empirical data. The study involved 423 women with children of preschool and junior primary school age. The research undertaken by the authors has made it possible to record both the significant prevalence of the use of harsh parenting methods by mothers and a loyal attitude towards their use: psychological and physical violence is considered by the majority of respondents to be a justified and disciplinary measure. The most significant formal status characteristics of mothers who use violence against their child are: secondary or special education, lack of employment, large family, incomplete family, experience of violence in the family when she was a child, and disharmonious marital relations, including violence on the part of her husband (psychological, physical or economic). A comparative study of the psychological characteristics of mothers who use and do not use harsh
parenting methods has made it possible to record significant quantitative and qualitative differences found in selfawareness, ideas about the values and
goals of motherhood, attitudes towards themselves and the child, and the parameters of child-parent interaction. It has been established that the core of the
psychological portrait of mothers who use violence against their child is made
up by a complex of symptoms: inadequate self-image — denial of their own
problems — exaggerated critical attitude towards the child — dissatisfaction with
relationships — biased assessments of the results of educational intervention.
The data obtained in the study can become a basis for building preventive
programs, psycho-pedagogical support measures for mothers who use psychological and physical violence against their child, as well as for organizing
education and consulting of the family.
Key words: motherhood, family education, harsh parenting methods, physical violence, psychological violence, children, child-parent relationships, socio-psychological portrait
Для цитирования:
Васягина, Н. Н. Социально-психологический портрет матери,
применяющей насильственные методы воспитания / Н. Н. Васягина, А. В. Саночкина. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2024. – №3. – С. 95-112.
For citation
Vasyagina, N. N., Sanochkina, A. V. (2024). A Socio-psychological Portrait of a Mother Using Harsh Parenting Methods // Special Education. – 2024. – №3. – P. 95-112.