Файл статьи: PDF
Аннотация: Актуальность темы обусловлена необходимостью поиска новых подходов в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе и дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). Взаимодействие с семьей рассматривается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) в качестве одного из основных принципов дошкольного образования, включающего психолого-педагогическую поддержку и просвещение родителей ребенка с ОВЗ в вопросах специальной педагогики и психологии. Особую роль в коррекции нарушений развития детей с ОВЗ играет сенсорное воспитание, позволяющее формировать целостные представления о предметах и явлениях окружающего мира посредством развития всех видов сенсорного восприятия. Цель исследования, представленного в статье, — определить эффективные формы, методы и содержание взаимодействия с семьей в сенсорном воспитании дошкольников с ЗПР. В статье определены роль семьи в развитии детей дошкольного возраста, особенности развития детей с ЗПР, значение сенсорного воспитания в коррекции их развития. Особое внимание уделяется основным понятиям теории и методики сенсорного воспитания: виды сенсорного восприятия, сенсорные эталоны, задачи и методы сенсорного воспитания дошкольников. Описывается экспериментальное исследование, включающее диагностику сенсорных навыков дошкольников с ЗПР и комплекс мероприятий, проводимых с родителями с целью их просвещения в проблемах сенсорного воспитания. Подробно рассматривается содержание родительских собраний-практикумов, алгоритм, методы и приемы формирования у детей с ЗПР сенсорных эталонов цвета, формы, величины, вкуса, запаха и т. п. Материалы исследования представляют интерес для обучающихся дефектологических факультетов, педагогов-дефектологов, родителей дошкольников с ОВЗ.
Ключевые слова: сенсорное воспитание, сенсорное восприятие, сенсорные эталоны, дошкольники, ЗПР, задержка психического развития, дети с задержкой психического развития, взаимодействие с семьей, родители, семейное воспитание
Abstract: The urgency of the topic can be attributed to the need to find new approaches in the education and upbringing of children with disabilities, including preschoolers with disorders of psychological development (DPD). Cooperation with the family is considered in the Federal State Education Standard of Preschool Education as one of the basic principles of preschool education, including psycho-pedagogical support and education of the parents of a child with disabilities in matters of special pedagogy and psychology. Sensory education plays a special role in the rehabilitation of developmental disorders in children with disabilities. It allows them to form holistic ideas about objects and phenomena of the surrounding world through the development of all types of sensory perception. The aim of the research presented in the article is to determine the efficient forms, methods and content of cooperation with the family in the sensory education of preschoolers with DPD. The article defines the role of the family in the process of development of preschool children, the peculiarities of the development of children with DPD, and the importance of sensory education in the rehabilitation of their development. Special attention is paid to the basic concepts of the theory and methods of sensory education: types of sensory perception, sensory standards, and the tasks and methods of sensory education of preschoolers. The article describes an experimental study, which includes the diagnostics of sensory skills of preschoolers with DPD and a set of activities conducted with parents in order to educate them in the field of sensory education. In the article, the content of parent-teacher training sessions, the algorithm, methods and techniques of formation of sensory standards of color, shape, size, taste, smell, and the like in children with DPD are considered in detail. The materials of this study can be of interest to students of defectological faculties, teachers-defectologists, and parents of preschoolers with disabilities.
Key words: sensory education, sensory perception, sensory standards, preschoolers, DPD, disorders of psychological development, children with disorders of psychological development, cooperation with the family, family education

Для цитирования:

Гарипова, А. П. Взаимодействие с семьей в сенсорном воспитании дошкольников с задержкой психического развития / А. П. Гарипова, Л. В. Христолюбова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2024. – №3. – С. 113-128.

For citation

Garipova, A. P., Khristolyubova, L. V. (2024). Cooperation with the Family in Sensory Education of Preschoolers with Disorders of Psychological Development // Special Education. – 2024. – №3. – P. 113-128.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.