Рубрика: СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ РАЗВИТИЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Расстройства аутистического спектра (РАС) вариативны и в большинстве случаев отягощены речевыми нарушениями. Во всем мире признается главенство педагогической коррекции при снижении выраженности аутистических проявлений. Специализированным педагогом по коррекции речевых нарушений в рамках психолого-педагогического сопровождения в государственном образовательном учреждении является учитель-логопед. Анализируются речевые диагностические классификации, в рамках которых работают профильные специалисты в настоящее время в России. Делается акцент на проблематике использования общего недоразвития речи (ОНР) в структуре психолого-педагогической классификации Р. Е. Левиной. Приводится информация о подтвержденных исследованиями трудностях в применении средств общения у людей с РАС. Предлагается авторское модифицированное логопедическое обследование, учитывающее специфические нарушения при РАС: дефициты в области социализации, коммуникации и их влияние на формирование и развитие вербальной функции. Рассматриваются нарушения прагматического языка и их диагностика в структуре логопедического обследования. Приведены индикаторы понимания речи, социального контекста, критерии навыка использования детьми с РАС в общении социальной лексики разного уровня сложности. Предложено авторское определение термина «социальная лексика», отражающее субъективную оценку говорящего и способность анализа им социальных связей. Представлена структура лексической системы детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра, отягощенными задержкой психического развития или умственной отсталостью. Данные получены в результате применения модифицированной версии логопедического обследования. Делается вывод о важности учета особенностей вербально-коммуникативного поведения детей с РАС в различных условиях среды, разграничении функциональной и нефункциональной речи в общем объеме вербальной продукции. Констатируется необходимость переноса сформированных вербальных навыков у детей с РАС из учебной среды в иную социальную. Изложенный материал основан на многолетнем практическом логопедическом опыте автора, полученном в Федеральном ресурсном центре по организации комплексного сопровождения детей с РАС (ФРЦ МГППУ).
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, РАС, детский аутизм, дети-аутисты, логопедия, нарушения речи, логопедическая работа, логопеды, логопедическое обследование, детская речь, функциональный язык, прагматический язык, социальная лексика, вербально-коммуникативное поведение
Abstract: Autism spectrum disorders (ASD) are variable and in most cases are complicated by speech disorders. The primacy of pedagogical rehabilitation in reducing the severity of autistic manifestations is recognized worldwide. A teacher-logopedist is a specialized pedagogue for rehabilitation of speech disorders within the framework of psycho-pedagogical support in a state education institution. The article analyzes speech diagnostic classifications within which profile specialists currently work in Russia. The emphasis is placed on the problems of using general speech underdevelopment (ONR) in the structure of R. E. Levina's psycho-pedagogical classification. Information is provided on research-confirmed difficulties in using communication tools by persons with ASD. The author suggests a unique modified logopedic examination, taking into account specific disorders in ASD: deficits in the field of socialization, communication and their impact on the formation and development of verbal function. The study considers disorders of pragmatic language and their diagnostics in the structure of logopedic examination. The research also identifies the indicators of speech comprehension, describes the social context and the criteria for evaluation of the skill of using social vocabulary of different levels of complexity by children with ASD in communication. The author defines the term “social vocabulary”, reflecting the speaker's subjective evaluation and their ability to analyze social connections. The article describes the structure of the lexical system of primary school children with autism spectrum disorders, complicated by disorder of psychological development or intellectual disability. The data were obtained as a result of using a modified version of logopedic examination. The study makes a conclusion about the importance of taking into account the peculiarities of verbalcommunicative behavior of children with ASD under various environmental conditions and about the differentiation between functional and non-functional speech in the total volume of verbal production. Another conclusion is about the necessity to transfer the formed verbal skills in children with ASD from the educational environment into a social one. The presented material is based on the author's long-term practical logopedic experience at the Federal Resource Center for the Organization of Comprehensive support for Children with ASD (FRC MGPPU).
Key words: autism spectrum disorders, ASD, children’s autism, autistic children, logopedics, speech disorders, logopedic work, logopedists, logopedic examination, children's speech, functional language, pragmatic language, social vocabulary, verbal-communicative behavior

Для цитирования:

Андреева, С. В. Модифицированное логопедическое обследование речи детей с расстройствами аутистического спектра / С. В. Андреева. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2024. – №3. – С. 68-94.

For citation

Andreeva, S. V. (2024). Modified Logopedic Examination of the Speech of Children with Autism Spectrum Disorders // Special Education. – 2024. – №3. – P. 68-94.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.