Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье проводится краткий анализ исследований речемыслительной деятельности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) с позиций того, что она включает создание внешне-семиотических структур для представления одного объекта посредством другого. Обращается внимание на роль невербальных средств в процессе речевой деятельности. Рассматриваются позиции исследований, проводимых в ракурсе изучения речи в общении и речи в деятельности детей дошкольного возраста с ТНР. Это позволяют выделить коммуникативные умения у этой категории детей в направлении их коммуникативно-социального развития. Представлено содержание методики констатирующего эксперимента, включающее четыре задания. Они отражают направления исследования: исследование особенностей передачи цельности текста в репродуктивном текстовом сообщении; изучение характера мыслительных действий классификации на основе воспринятого содержания вербального текста (кумулятивных сказок разных народов); исследование способности замещения персонажей вербального текста в образно-графической системе; исследование способности к творческой текстовой деятельности на основе усвоенного материала кумулятивных сказок. Описывается анализ результатов изучения познавательной и текстовой деятельности дошкольников с нормальным речевым развитием и с тяжелыми нарушениями речи при изучении детьми кумулятивных сказок со схожим сюжетом, то есть на повторяющемся однотипном сюжете русской и чеченской народных сказок. Предложенные направления исследования ориентированы на дальнейший поиск оптимальных лингводидактических условий включения кумулятивных сказок разных народов со схожим сюжетом в коррекционно-педагогический процесс с целью активизации речемыслительной деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, а также для решения задач духовно-нравственного, познавательного и речевого развития дошкольников
Ключевые слова: нормативно развивающиеся дети, дошкольная логопедия, ТНР, тяжелые нарушения речи, дети с нарушениями речи, набор ключевых слов, кумулятивная сказка, знаково-символическая система, дошкольники, детская речь, связная речь, коммуникативные умения
Abstract: The article describes a brief analysis of research of the speech and thinking activity of preschool children with severe speech disorders (SSD) from the standpoint that it includes the creation of external semiotic structures to represent one object through another. Attention is drawn to the role of nonverbal means in the process of speech. The article deals with positions of research conducted from the perspective of studying speech in communication and speech in the activities of preschool children with severe speech disorders. This allows identifying the communicative skills of this category of children in the direction of their communicative and social development. The article presents the content of the methods employed in the ascertaining experiment comprising four tasks. They reflect the following areas of research: the study of the peculiarities of the expression of the text integrity in the text of a reproduction; the study of the nature of mental actions of classification based on the perceived content of the verbal text (cumulative tales of different peoples); the study of the ability to substitute the characters of the verbal text in the figurative-graphic system; the study of the ability to creative textual activity based on the acquired material of cumulative fairy tales. The article describes the analysis of the results of studying cognitive and textual activities of preschoolers with typical speech development and with severe speech disorders while studying cumulative fairy tales with similar plots, that is, on a repetitive plot of the same type of Russian and Chechen folk tales. The suggested research areas are oriented towards further searching for optimal linguistic and didactic conditions for the inclusion of cumulative fairy tales of different peoples with similar plots in the rehabilitation-educational process in order to activate the speech and thinking activity of preschoolers with severe speech disorders, as well as to solve the problems of spiritual, moral, cognitive and speech development of preschoolers
Key words: typically developing children, preschool logopedics, severe speech disorders, children with speech disorders, a set of keywords, cumulative fairy tale, semiotic-symbolic system, preschoolers, children’s speech, coherent speech, communicative skills

Для цитирования:

Лебедева, И. Н. Особенности речемыслительной деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи при изучении сказок со схожим сюжетом / И. Н. Лебедева, Я. З. Газиева. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2024. – №2. – С. 161-175.

For citation

Lebedeva, I. N., Gazieva, Y. Z. (2024). Specificity of Speech and Thinking Activity of Preschoolers with Severe Speech Disorders while Studying Fairy Tales with Similar Plots // Special Education. – 2024. – №2. – P. 161-175.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.