Архив журнала
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СКАЗОК СО СХОЖИМ СЮЖЕТОМ
- 237
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье проводится
краткий анализ исследований речемыслительной деятельности детей
дошкольного возраста с тяжелыми
нарушениями речи (ТНР) с позиций
того, что она включает создание
внешне-семиотических структур для
представления одного объекта посредством другого. Обращается внимание на роль невербальных средств
в процессе речевой деятельности.
Рассматриваются позиции исследований, проводимых в ракурсе изучения
речи в общении и речи в деятельности детей дошкольного возраста с
ТНР. Это позволяют выделить коммуникативные умения у этой категории детей в направлении их коммуникативно-социального развития. Представлено содержание методики констатирующего эксперимента,
включающее четыре задания. Они
отражают направления исследования:
исследование особенностей передачи
цельности текста в репродуктивном
текстовом сообщении; изучение характера мыслительных действий
классификации на основе воспринятого содержания вербального текста
(кумулятивных сказок разных народов); исследование способности замещения персонажей вербального
текста в образно-графической системе; исследование способности к
творческой текстовой деятельности
на основе усвоенного материала кумулятивных сказок.
Описывается анализ результатов
изучения познавательной и текстовой
деятельности дошкольников с нормальным речевым развитием и с тяжелыми нарушениями речи при изучении детьми кумулятивных сказок
со схожим сюжетом, то есть на повторяющемся однотипном сюжете
русской и чеченской народных сказок. Предложенные направления исследования ориентированы на дальнейший поиск оптимальных лингводидактических условий включения
кумулятивных сказок разных народов
со схожим сюжетом в коррекционно-педагогический процесс с целью активизации речемыслительной деятельности дошкольников с тяжелыми
нарушениями речи, а также для решения задач духовно-нравственного,
познавательного и речевого развития
дошкольников
Ключевые слова: нормативно развивающиеся дети, дошкольная логопедия, ТНР, тяжелые нарушения речи, дети с нарушениями речи, набор
ключевых слов, кумулятивная сказка, знаково-символическая система, дошкольники, детская речь, связная
речь, коммуникативные умения
Abstract: The article describes a brief
analysis of research of the speech and
thinking activity of preschool children
with severe speech disorders (SSD)
from the standpoint that it includes the
creation of external semiotic structures
to represent one object through another.
Attention is drawn to the role of nonverbal means in the process of speech.
The article deals with positions of research conducted from the perspective
of studying speech in communication
and speech in the activities of preschool
children with severe speech disorders.
This allows identifying the communicative skills of this category of children in
the direction of their communicative and
social development. The article presents
the content of the methods employed in the ascertaining experiment comprising
four tasks. They reflect the following
areas of research: the study of the peculiarities of the expression of the text
integrity in the text of a reproduction;
the study of the nature of mental actions of classification based on the
perceived content of the verbal text
(cumulative tales of different peoples);
the study of the ability to substitute the
characters of the verbal text in the figurative-graphic system; the study of the
ability to creative textual activity based
on the acquired material of cumulative
fairy tales.
The article describes the analysis of
the results of studying cognitive and
textual activities of preschoolers with
typical speech development and with
severe speech disorders while studying
cumulative fairy tales with similar plots,
that is, on a repetitive plot of the same
type of Russian and Chechen folk tales.
The suggested research areas are oriented towards further searching for optimal
linguistic and didactic conditions for the
inclusion of cumulative fairy tales of
different peoples with similar plots in
the rehabilitation-educational process in
order to activate the speech and thinking
activity of preschoolers with severe
speech disorders, as well as to solve
the problems of spiritual, moral, cognitive and speech development of preschoolers
Key words: typically developing children, preschool logopedics, severe
speech disorders, children with speech
disorders, a set of keywords, cumulative
fairy tale, semiotic-symbolic system, preschoolers, children’s speech, coherent speech, communicative skills
Для цитирования:
Лебедева, И. Н. Особенности речемыслительной деятельности
дошкольников с тяжелыми нарушениями
речи при изучении сказок со схожим сюжетом / И. Н. Лебедева, Я. З. Газиева. —
Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2024. – №2. – С. 161-175.
For citation
Lebedeva, I. N., Gazieva, Y. Z.
(2024). Specificity of Speech and Thinking
Activity of Preschoolers with Severe Speech
Disorders while Studying Fairy Tales with
Similar Plots // Special Education. – 2024. – №2. – P. 161-175.