Файл статьи: PDF
Аннотация: В данной статье представлены результаты скринингового исследования, проведенного в одном из регионов Российской Федерации в 2023 году, на основе использования специальных форм единой методики социально-психологического тестирования (ЕМ СПТ) для диагностики склонности к рисковому поведению несовершеннолетних обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Степень вероятности вовлечения несовершеннолетнего в подобное поведение зависит от соотношения факторов защиты и факторов риска, выявляемых с помощью единой методики социально-психологического тестирования. К факторам защиты отнесены принятие родителями и одноклассниками, социальная активность, самоконтроль поведения, фрустрационная устойчивость, адаптированность к нормам. Факторы риска заключаются в плохой приспосабливаемости, зависимости, потребности во внимании группы, принятии асоциальных (аддиктивных) установок, стремлении к риску, импульсивности и тревожности. В статье представлен практико-ориентированный обзор некоторых аспектов архитектуры методики «ЕМ СПТ» и инструментов обработки данных, описаны механизмы расчётов квотиента и индекса рискового поведения, предложены алгоритмы работы педагогапсихолога образовательной организации по интерпретации и анализу данных, полученных с помощью единой методики социально-психологического тестирования обучающихся подросткового возраста. Авторы рекомендуют осуществлять планирование индивидуальной коррекционнопрофилактической работы с обучающимися с ОВЗ на основе анализа стеновых значений шкал риска и защиты, а выделение групп риска и организацию соответствующей профилактической работы в образовательной организации выполнять с опорой на показатели квотиента рискового поведения и индекса рискового поведения. Предложенные алгоритмы иллюстрируются примерами. Результаты исследования подтверждены математикостатистической обработкой данных
Ключевые слова: социально-психологическое тестирование, ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, дети с ограниченными возможностями здоровья, аддикция, отклоняющееся поведение, рисковое поведение, интерпретация данных. Благодарности: статья опубликована в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ «Научный анализ применения единой методики социально-психологического тестирования обучающихся с ОВЗ, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, и ее доработка»
Abstract: This article presents the results of a screening study conducted in one of the regions of the Russian Federation in 2023, based on the use of special forms of the unified methods of socio-psychological testing (EM SPT) to diagnose the propensity for risk behavior of minor students with disabilities. The degree of likelihood of a minor being engaged in such behavior depends on the ratio of protective factors and risk factors identified using unified methods of socio-psychological testing. The protective factors include acceptance by parents and classmates, social activity, self-control of behavior, frustration tolerance, and adaptation to norms. The risk factors include poor adaptability, dependence, need for group attention, adoption of antisocial (addictive) norms of behavior, risk seeking, impulsiveness and anxiety. The article presents a practice-oriented summery of some aspects of the architecture of the «EM SPT» methods and data processing tools, describes the mechanisms for calculating the quotient and the risk behavior index, and suggests algorithms for the work of a teacher-psychologist of an education institution for the interpretation and analysis of the data obtained using unified methods of social psychological testing of teenage students. The authors recommend planning individual rehabilitative and preventive work with students with disabilities based on an analysis of the wall values of the risk and protection scales, and identifying risk groups and organizing appropriate preventive work in an education institution based on indicators of the risk behavior quotient and the risk behavior index. The suggested algorithms are illustrated with examples. The results of the study are confirmed by mathematical and statistical data processing
Key words: socio-psychological testing, disabilities, children with disabilities, addiction, deviant behavior, risk behavior, interpretation of data

Для цитирования:

Максимова, Л. А. К вопросу об интерпретации данных единой методики социально-психологического тестирования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Л. А. Максимова, А. В. Смирнов, С. Н. Бездетко, Е. В. Семенова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2024. – №2. – С. 90-105.

For citation

Maksimova, L. A., Smirnov, A. V., Bezdetko, S. N., Semenova, E. V. (2024). To the Issue of Interpretation of the Data of the Unified Methods of Socio-psychological Testing of Students with Disabilities // Special Education. – 2024. – №2. – P. 90-105.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.