Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье раскрывается необходимость формирования читательской деятельности у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения, что обусловливается потребностью государства в воспитании грамотной всесторонне развитой личности путем усвоения общественных норм и ценностей, которые также представлены в литературных произведениях. В тексте описано содержание диагностической работы по исследованию уровня сформированности читательской деятельности у дошкольников данной категории. В ходе исследования решались следующие задачи: изучение патологии зрительного анализатора, уровня развития речи и читательской деятельности у дошкольников экспериментальной группы. По результатам констатирующего этапа исследования выявлено, что у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения (миопией, гиперметропией, косоглазием и амблиопией) отмечается ограниченность читательского кругозора, трудности называния литературных произведений, их героев и содержания. При воспроизведении последовательности сюжета наблюдаются фактические ошибки, трудности либо невозможность воспроизведения событий, анализа поступка героев, соотнесения содержания произведения с собственным опытом. Таким образом, выявлено, что низкий уровень читательской деятельности связан с состоянием зрительной системы и невозможностью ребенка полноценно воспринять и понять содержание текста, в том числе с наглядным материалом; а также с нарушениями речи, которые в большей степени проявляются в несформированности лексико-грамматической стороны речи, вербализме. Данные особенности необходимо учитывать при формировании читательской деятельности. Следовательно, специально созданные педагогические условия с учетом формы зрительной патологии, включающие устранение имеющихся речевых недостатков и проведение специализированной работы по приобщению к литературным произведениям дошкольников с нарушениями зрения, будут способствовать формированию у них полноценной читательской деятельности
Ключевые слова: дошкольная тифлопедагогика, нарушения зрения, дети с нарушениями зрения, средний дошкольный возраст, чтение детей, читательская деятельность, детское чтение, дошкольники
Abstract: The article explains the need to form reading skills in preschool children of the medium preschool age (4-5 years old) with visual impairment, which follows from the need of the state to educate a literate, comprehensively developed personality through the assimilation of social norms and values, which are also represented in literary works. The text describes the content of the diagnostic work aimed at the study of the level of formation of reading skills in preschoolers of this category. The following tasks were solved in the course of the study: investigation of pathology of the visual analyzer and the level of speech development and reading skills in the preschoolers of the experimental group. According to the results of the ascertaining stage of the study, it was revealed that in children of the medium preschool age with visual impairments (myopia, hypermetropia, strabismus and amblyopia), the author notes limitations of the reader's horizons and difficulties of remembering titles of literary works, their characters and content. When reproducing the sequence of the plot, there are factual errors, difficulties, or inability to reproduce events, analyze the actions of the characters, and correlate the content of the work with their own life experience. Thus, it has been revealed that the low level of reading skills is attributed to the state of the visual system and the inability of the child to fully perceive and understand the content of the text, including visual material; as well as with speech disorders, which are more often manifested in the lack of formation of the lexical and grammatical side of speech and by verbalism. These specific features must be taken into account when forming reading skills. Consequently, specially created pedagogical conditions, taking into account the form of visual pathology, including the elimination of existing speech impairments and special work on involving preschoolers with visual impairments in reading literary works, can contribute to the formation of their fullfledged reading skills
Key words: preschool typhlopedagogy, visual impairment, children with visual impairment, medium preschool age, reading of children, reading skills, children’s reading, preschoolers

Для цитирования:

Стянина, А. В. Исследование состояния читательской деятельности у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения / А. В. Стянина. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2024. – №2. – С. 106-117.

For citation

Styanina, A. V. (2024). A Study of the Reading Skills in Preschool Children of 4-5 Years of Age with Visual Impairment // Special Education. – 2024. – №2. – P. 106-117.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.