Архив журнала
ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
- 201
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье раскрывается
необходимость формирования читательской деятельности у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения, что обусловливается
потребностью государства в воспитании грамотной всесторонне развитой
личности путем усвоения общественных норм и ценностей, которые также
представлены в литературных произведениях. В тексте описано содержание диагностической работы по исследованию уровня сформированности читательской деятельности у дошкольников данной категории. В ходе
исследования решались следующие
задачи: изучение патологии зрительного анализатора, уровня развития речи и
читательской деятельности у дошкольников экспериментальной группы.
По результатам констатирующего этапа
исследования выявлено, что у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения (миопией, гиперметропией, косоглазием и амблиопией) отмечается ограниченность читательского кругозора, трудности называния литературных произведений,
их героев и содержания. При воспроизведении последовательности сюжета наблюдаются фактические ошибки,
трудности либо невозможность воспроизведения событий, анализа поступка героев, соотнесения содержания произведения с собственным
опытом. Таким образом, выявлено,
что низкий уровень читательской
деятельности связан с состоянием
зрительной системы и невозможностью ребенка полноценно воспринять
и понять содержание текста, в том
числе с наглядным материалом; а
также с нарушениями речи, которые в
большей степени проявляются в несформированности лексико-грамматической стороны речи, вербализме.
Данные особенности необходимо учитывать при формировании читательской деятельности. Следовательно,
специально созданные педагогические
условия с учетом формы зрительной
патологии, включающие устранение
имеющихся речевых недостатков и
проведение специализированной работы по приобщению к литературным
произведениям дошкольников с нарушениями зрения, будут способствовать формированию у них полноценной читательской деятельности
Ключевые слова: дошкольная тифлопедагогика, нарушения зрения, дети
с нарушениями зрения, средний дошкольный возраст, чтение детей, читательская деятельность, детское
чтение, дошкольники
Abstract: The article explains the
need to form reading skills in preschool
children of the medium preschool age
(4-5 years old) with visual impairment,
which follows from the need of the state
to educate a literate, comprehensively
developed personality through the assimilation of social norms and values,
which are also represented in literary
works. The text describes the content of
the diagnostic work aimed at the study
of the level of formation of reading
skills in preschoolers of this category.
The following tasks were solved in the
course of the study: investigation of
pathology of the visual analyzer and the
level of speech development and reading
skills in the preschoolers of the experimental group. According to the results
of the ascertaining stage of the study, it
was revealed that in children of the medium preschool age with visual impairments (myopia, hypermetropia, strabismus and amblyopia), the author notes
limitations of the reader's horizons and
difficulties of remembering titles of
literary works, their characters and content. When reproducing the sequence of
the plot, there are factual errors, difficulties, or inability to reproduce events,
analyze the actions of the characters, and
correlate the content of the work with
their own life experience. Thus, it has
been revealed that the low level of reading skills is attributed to the state of the
visual system and the inability of the
child to fully perceive and understand
the content of the text, including visual
material; as well as with speech disorders, which are more often manifested in
the lack of formation of the lexical and
grammatical side of speech and by verbalism. These specific features must be
taken into account when forming reading skills. Consequently, specially created pedagogical conditions, taking into
account the form of visual pathology,
including the elimination of existing
speech impairments and special work on
involving preschoolers with visual impairments in reading literary works, can
contribute to the formation of their fullfledged reading skills
Key words: preschool typhlopedagogy, visual impairment, children with
visual impairment, medium preschool
age, reading of children, reading skills,
children’s reading, preschoolers
Для цитирования:
Стянина, А. В. Исследование состояния читательской деятельности у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения / А. В. Стянина. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2024. – №2. – С. 106-117.
For citation
Styanina, A. V. (2024). A Study
of the Reading Skills in Preschool Children of
4-5 Years of Age with Visual Impairment // Special Education. – 2024. – №2. – P. 106-117.