Архив журнала
НАУЧНЫЕ ИДЕИ А. Р. ЛУРИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЕФЕКТОЛОГОВ
- 233
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье проанализирована возможность использования теоретических и практических положений
А. Р. Лурии, существенно дополняющих знания обучающихся в области
афазиологиив, в дефектологическом
образовании. В рамках данной статьи
рассмотрены изучавшиеся научной
школой А. Р. Лурии вопросы о мозговой организации речи, а также пластичной, способной к изменению речевой
системы. Актуальность обращения в
русле подготовки дефектологов в вузе к
научным идеям теории Александра
Романовича Лурии соответствует современным стандартам профессионального обучения и способствует
формированию у студентов целостной
системы педагогических знаний в области специального образования.
Цель данной работы — обобщить
опыт использования при изучении трудов А. Р. Лурии эффективных
методов и приемов, ориентированных
на познание теоретико-методологической основы будущей профессиональной деятельности и понимание
путей и способов психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ
(ограниченными возможностями здоровья). Смысл названных методов
заключается в том, чтобы не только
фиксировать научные идеи и позиции
ученого, но и апробировать их в коррекционной деятельности по восстановлению высших психических функций. При подготовке статьи нашли
свое применение теоретические (анализ литературы, обобщение, сравнение и др.), а также практические (наблюдение, опрос) исследовательские
методы.
В исследовании представлены наиболее эффективные аналитико-смысловые задания, ориентированные на
познание теоретико-методологической
основы будущей профессиональной
деятельности, а также методов восстановления речи и психических процессов при изучении работ А. Р. Лурии. Опора на гуманистический, мировоззренческий потенциал теории
ученого представляется приоритетной в формировании специальных
компетенций студентов, влияет на
профессиональную деятельность будущих специалистов в области дефектологии
Ключевые слова: профессиональная подготовка, дефектологическое
образование, педагоги-дефектологи,
подготовка дефектологов, научные
идеи, научная теория, научные школы, студенты, афазиология, Александр Романович Лурия
Abstract: The article analyzes the
possibility of using the theoretical and
practical ideas of A.R. Luria in
defectological education, significantly
complementing the knowledge of students in the field of aphasiology. This
article considers the issues of the scientific school of Luria about the cerebral
organization of speech, as well as about
the plastic system of speech capable of
change. The urgency of turning to the
scientific ideas of the theory of Alexander Romanovich Luria in the context of
training defectologists at universities is
in line with the modern standards of
professional training and facilitates the
formation of a holistic system of pedagogical knowledge in students in the
field of special education.
The aim of this work is to summarize
the experience of using effective methods and techniques while studying the works of A.R. Luria, focused on the
understanding of the theoretical and
methodological basis of future professional activity and the realization of the
ways and means of psychological and
pedagogical support for persons with
SEND (special educational needs and
disabilities). These methods are meant
not only to record the scientific ideas
and views of the scholar, but also test
them in rehabilitative activity to restore
higher mental functions. While writing
the article, the authors used theoretical
(literature analysis, generalization, comparison, etc.) as well as practical (observation, survey) research methods.
The study presents the most effective
analytico-semantic tasks aimed at understanding the theoretico-methodological
fundamentals of future professional
activity, as well as the methods of
speech and brain activity restoration
while studying the works of A. R. Luria.
Reliance on the humanistic and worldview
potential of the scholar’s theory seems to
be of primary importance in the formation
of special competences of students and
influences the professional activity of
future specialists in the field of defectology
Key words: professional training,
defectological education, pedagoguesdefectologists, training of defectologists,
scientific ideas, scientific theory, scientific schools, students, aphasiology,
Alexander Romanovich Luria
Для цитирования:
Денисова, Р. Р. Научные идеи А. Р. Лурии в профессиональной
подготовке дефектологов / Р. Р. Денисова,
Н. П. Рудакова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2023. – №4. – С. 95-106.
For citation
Denisova, R. R., Rudakova, N. P.
(2023). Scientific Ideas of A.R. Luria in Professional Training of Defectologists // Special Education. – 2023. – №4. – P. 95-106.