Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье проанализирована возможность использования теоретических и практических положений А. Р. Лурии, существенно дополняющих знания обучающихся в области афазиологиив, в дефектологическом образовании. В рамках данной статьи рассмотрены изучавшиеся научной школой А. Р. Лурии вопросы о мозговой организации речи, а также пластичной, способной к изменению речевой системы. Актуальность обращения в русле подготовки дефектологов в вузе к научным идеям теории Александра Романовича Лурии соответствует современным стандартам профессионального обучения и способствует формированию у студентов целостной системы педагогических знаний в области специального образования. Цель данной работы — обобщить опыт использования при изучении трудов А. Р. Лурии эффективных методов и приемов, ориентированных на познание теоретико-методологической основы будущей профессиональной деятельности и понимание путей и способов психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Смысл названных методов заключается в том, чтобы не только фиксировать научные идеи и позиции ученого, но и апробировать их в коррекционной деятельности по восстановлению высших психических функций. При подготовке статьи нашли свое применение теоретические (анализ литературы, обобщение, сравнение и др.), а также практические (наблюдение, опрос) исследовательские методы. В исследовании представлены наиболее эффективные аналитико-смысловые задания, ориентированные на познание теоретико-методологической основы будущей профессиональной деятельности, а также методов восстановления речи и психических процессов при изучении работ А. Р. Лурии. Опора на гуманистический, мировоззренческий потенциал теории ученого представляется приоритетной в формировании специальных компетенций студентов, влияет на профессиональную деятельность будущих специалистов в области дефектологии
Ключевые слова: профессиональная подготовка, дефектологическое образование, педагоги-дефектологи, подготовка дефектологов, научные идеи, научная теория, научные школы, студенты, афазиология, Александр Романович Лурия
Abstract: The article analyzes the possibility of using the theoretical and practical ideas of A.R. Luria in defectological education, significantly complementing the knowledge of students in the field of aphasiology. This article considers the issues of the scientific school of Luria about the cerebral organization of speech, as well as about the plastic system of speech capable of change. The urgency of turning to the scientific ideas of the theory of Alexander Romanovich Luria in the context of training defectologists at universities is in line with the modern standards of professional training and facilitates the formation of a holistic system of pedagogical knowledge in students in the field of special education. The aim of this work is to summarize the experience of using effective methods and techniques while studying the works of A.R. Luria, focused on the understanding of the theoretical and methodological basis of future professional activity and the realization of the ways and means of psychological and pedagogical support for persons with SEND (special educational needs and disabilities). These methods are meant not only to record the scientific ideas and views of the scholar, but also test them in rehabilitative activity to restore higher mental functions. While writing the article, the authors used theoretical (literature analysis, generalization, comparison, etc.) as well as practical (observation, survey) research methods. The study presents the most effective analytico-semantic tasks aimed at understanding the theoretico-methodological fundamentals of future professional activity, as well as the methods of speech and brain activity restoration while studying the works of A. R. Luria. Reliance on the humanistic and worldview potential of the scholar’s theory seems to be of primary importance in the formation of special competences of students and influences the professional activity of future specialists in the field of defectology
Key words: professional training, defectological education, pedagoguesdefectologists, training of defectologists, scientific ideas, scientific theory, scientific schools, students, aphasiology, Alexander Romanovich Luria

Для цитирования:

Денисова, Р. Р. Научные идеи А. Р. Лурии в профессиональной подготовке дефектологов / Р. Р. Денисова, Н. П. Рудакова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2023. – №4. – С. 95-106.

For citation

Denisova, R. R., Rudakova, N. P. (2023). Scientific Ideas of A.R. Luria in Professional Training of Defectologists // Special Education. – 2023. – №4. – P. 95-106.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.