Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматриваются дидактические возможности уроков рисования для формирования жизненных компетенций у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Анализ отечественных и зарубежных исследователей свидетельствует о тесной взаимосвязи личностного развития данной категории детей и формирования их жизненной компетенции в процессе овладения содержанием разных предметных областей. В статье жизненная компетенция трактуется с позиции создания специальных условий обучения умственно отсталых обучающихся для овладения умениями осуществлять коммуникацию, взаимодействовать с ближайшим социальным окружением, планировать свои учебные действия и осуществлять их контроль, проявлять интерес к новым объектам окружающего мира, понимать значение собственной активности во взаимодействии с объектам окружающего мира и социальным окружением, осмысливать чужой и транслировать личный опыт, используя разнообразные средства коммуникации. Уроки рисования, благодаря своей предметно-практической направленности, обладают значительным социализирующим ресурсом умственно отсталого ребенка. Это достигается включением на каждом этапе урока как приемов, традиционных для специальной методики (анализ образца изделия; определение последовательности выполнения изображения, поэтапность его выполнения; составление отчета о проделанной работе и др.), так и приемов, связанных с развитием жизненной компетенции умственно отсталого обучающегося, обеспечивающих усвоение норм и правил социальной жизни: «виртуальная экскурсия», беседа о возможных цветовых вариантах росписи на этапе планирования выполнения рисунка, рассказ для родителей — домашнее задание
Ключевые слова: олигофренопедагогика, умственная отсталость, умственно отсталые дети, интеллектуальные нарушения, нарушения интеллекта, социализация детей, формирование жизненных компетенций, жизненные компетенции, личностные результаты, учебные предметы, рисование, методика преподавания рисования, уроки рисования, изобразительное искусство, изобразительная деятельность
Abstract: The article discusses the didactic potential of drawing lessons for the formation of life competencies in students with intellectual disabilities. Analysis of the works of domestic and foreign researchers indicates a close relationship between the personal development of this category of children and the formation of their life competencies in the process of mastering the content of different subject areas. The article interprets life competency from the perspective of creating special learning conditions for students with intellectual disabilities so that they could acquire the skills of communicating, interacting with the immediate social environment, planning their learning actions and exercising control over them, showing interest in new objects of the surrounding world, understanding the significance of their own activity in interaction with objects of the surrounding world and the social environment, and comprehend someone else’s and convey their own personal experience using various means of communication. Drawing lessons, due to their objectpractical orientation, have a significant socializing resource for a child with intellectual disability. This is achieved at each stage of the lesson by including both the techniques traditional for special pedagogy (analysis of a product sample; determining the sequence of actions while drawing an object and the stages of its implementation; writing a report on the work done, etc.), and the techniques related to the development of the life competencies of a student with intellectual disability, ensuring the acquisition of the norms and rules of social life: a “virtual excursion”, a talk about possible color options for painting at the stage of planning the act of drawing, a story for the parents — homework
Key words: olygophrenopedagogy, intellectual disability, children with intellectual disability, disability of intelligence, socialization of children, formation of life competencies, life competencies, personal results, disciplines, drawing, methods of teaching drawing, drawing lessons, visual art, fine art

Для цитирования:

Шилова, Е. А. Дидактический потенциал учебного предмета «Рисование (изобразительное искусство)» для формирования жизненных компетенций у умственно отсталых обучающихся / Е. А. Шилова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2023. – №4. – С. 47-57.

For citation

Shilova, E. A. (2023). Didactic Potential of the Discipline “Drawing (Visual Art)” for the Formation of Life Competencies in Students with Intellectual Disabilities // Special Education. – 2023. – №4. – P. 47-57.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.