Рубрика: КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Файл статьи: PDF
Аннотация: На современном этапе развития общего и специального (дефектологического) образования широко обсуждаются вопросы повышения эффективности образования обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Персонализация рассматривается как один из подходов, обеспечивающих раскрытие личностного потенциала и самореализацию детей данной категории. Цель статьи заключается в соотнесении содержательных сторон характеристик, условий, подходов персонализации образования с пониманием сущности предпосылок персонализации образования детей дошкольного возраста с ОВЗ различных категорий в дефектологической науке. Методами исследования являются анализ и рефлексия научной литературы по проблеме образования детей с ОВЗ. В статье рассматриваются возможности персонализации образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Представлены исследования в области дефектологии в двух направлениях. В рамках первого направления рассмотрены маркеры персонализации образования в контексте исторического аспекта изучения образования лиц с ОВЗ в разные периоды становления специального образования в России (Н. Н. Малофеев). В рамках второго направления авторами предпринята попытка соотнесения содержательных сторон характеристик, условий, подходов персонализации образования с пониманием его сущности в отношении воспитания, обучения, развития и коррекции детей с ОВЗ в трудах отечественных ученых-дефектологов. В статье доказана необходимость и целесообразность персонализации образования детей дошкольного возраста с ОВЗ разных категорий. Авторами статьи представлен механизм, включающий четыре стадии процесса персонализации образования детей дошкольного возраста с ОВЗ, показывающий увеличение возможности самостоятельности ребенка в деятельности, а также место и роль взрослого в коррекционном процессе
Ключевые слова: персонализация обучения, персонализированное образование, ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, дети с ограниченными возможностями здоровья, дошкольники, педагогические условия, предпосылки персонализированного образования
Abstract: At the present stage of the development of general and special (defectological) education, issues of increasing the effectiveness of training students, including those with disabilities, are widely discussed. Personalization is considered as one of the approaches that ensure the realization of personal potential and self-realization of children of this category. The purpose of the article is to correlate the content of the characteristics, the conditions and the approaches to the personalization of education with an understanding of the essence of the prerequisites for the personalization of the learning of preschool children with disabilities of various categories in defectology. The research methods include analysis and reflection of scientific literature on the problem of education of children with disabilities. The article discusses the possibilities of personalization of the education of preschool children with disabilities. It presents a review of research in the field of defectology in two areas. Within the frames of the first area, the article considers the markers of personalization of education in the context of the historical aspect of studying the education of persons with disabilities in different periods of the formation and development of special education in Russia (N.N. Malofeev). As part of the second area, the authors make an attempt to correlate the content of the characteristics, the conditions and the approaches to the personalization of education with an understanding of its essence with reference to upbringing, training, development and rehabilitation of children with disabilities in the works of domestic scholars-defectologists. The research methods include analysis and reflection of scientific literature on the problem of education of children with disabilities. The article proves the necessity and expediency of personalization of the education of preschool children with disabilities of different categories. The authors of the article present a mechanism that includes four stages of the process of personalization of education of preschool children with disabilities, showing an increase in the child’s ability to do things independently, as well as the place and role of an adult in the rehabilitation process
Key words: personalization of education, personalized learning, SEND, disabilities, children with disabilities, preschoolers, pedagogical conditions, prerequisites for personalized education

Для цитирования:

Дружинина, Л. А. Предпосылки персонализации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в контексте дефектологической науки / Л. А. Дружинина, Л. Б. Осипова, Л. М. Лапшина, М. С. Коробинцева. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2023. – №4. – С. 12-30.

For citation

Druzhinina, L. A., Osipova, L. B., Lapshina, L. M., Korobintseva, M. S. (2023). Prerequisites for the Personalization of Education of Children with Disabilities in the Context of Defectological Science // Special Education. – 2023. – №4. – P. 12-30.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.