Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлены результаты экспериментального исследования, посвященного развитию музыкального восприятия детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Основной целью эксперимента было выявление особенностей музыкального восприятия детей третьего года жизни с проблемами основных линий развития. Предметом исследования явилось музыкальное восприятие детей раннего возраста с ОВЗ. Комплексное психолого-педагогическое обследование позволило выделить и описать три группы детей с различным уровнем сформированности музыкального восприятия (с интуитивным уровнем развития музыкального восприятия, с эмоционально-интуитивным уровнем, с эмоциональноосознанным уровнем развития музыкального восприятия). В статье показан характер определенной взаимосвязи между уровнем развития восприятия музыки и сформированностью основных аспектов социальной, познавательной, речевой и двигательной сфер. Представленные данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о важности и необходимости проведения коррекционноразвивающей работы по развитию восприятия музыки у детей первых лет жизни с ОВЗ в различных видах музыкальной деятельности (музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, пение). Показаны основные задачи и содержание музыкального развития на этапе раннего детства. Подчеркивается важность взаимодействия педагогов, специалистов сопровождения и родителей детей с ОВЗ в процессе развития восприятия музыки в условиях художественно-развивающей среды образовательной организации и семейного воспитания
Ключевые слова: музыкальное восприятие, музыка, музыкальное искусство, музыкальное воспитание, ранний возраст, дошкольники, ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, дети с ограниченными возможностями здоровья, основные линии развития, экспериментальные исследования
Abstract: The article presents the results of an experimental study of development of the musical awareness of junior children with disabilities. The main aim of the experiment is to identify the specific features of musical awareness of children of the third year of life with problems in the main lines of development. The object of the study is the musical awareness of junior children with disabilities. A comprehensive psycho-pedagogical examination has made it possible to identify and describe three groups of children with different levels of musical awareness (with an intuitive level of development of musical awareness, with an emotional-intuitive level, and with an emotional-conscious level of development of musical awareness). The article shows the nature of a certain relationship between the level of development of music awareness and the formation of the main aspects of the social, cognitive, speech and motor spheres. The data obtained as a result of the ascertaining experiment emphasize the importance and necessity of carrying out rehabilitation-educational work to develop the perception of music in children of the first years of life with disabilities in various types of musical activity (musical-rhythmic movements, playing musical instruments, and singing). The study describes the main tasks and the content of musical development at the stage of early childhood. The authors stress the importance of the interaction between teachers, support specialists and parents of children with disabilities in the process of developing the perception of music in the artistic environment of an education institution and the family
Key words: musical awareness, music, musical art, musical education, early age, preschoolers, SEND, disabilities, children with disabilities, main lines of development, experimental studies

Для цитирования:

Приходько, О. Г. Развитие музыкального восприятия детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья / О. Г. Приходько, А. С. Павлова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2023. – №3. – С. 84-93.

For citation

Prikhod'ko, O. G., Pavlova, A. S. (2023). Development of Musical Awareness of Children at an Early Age with Disabilities // Special Education. – 2023. – №3. – P. 84-93.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.