Архив журнала
СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЯЗЫКОВОГО АНАМНЕЗА СЛЕПЫХ ДЕТЕЙБИЛИНГВОВ
- 345
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В настоящее время как
на территории Российской Федерации, так и во всем мире в целом увеличивается численность вынужденных переселенцев. Среди них немало
тех, кто воспитывает детей с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ), в частности слепых. Перед
образовательными организациями
встает глобальная проблема построения индивидуальной образовательной
траектории таких обучающихся с
учетом их специфических образовательных потребностей и уровня языкового статуса. В связи с этим возникает настоятельная потребность в
диагностических инструментах, позволяющих получить и отобразить
сведения, необходимые для организации коррекционно-образовательного
процесса, участниками которого являются такие обучающиеся.
Цель статьи — представить сущностные характеристики языкового анамнеза слепых детей-билингвов,
обеспечивающего построение индивидуальной образовательной траектории
обучающихся, направленной на преодоление имеющихся у них социальных барьеров в языковой и социоэтнической идентификации. При подготовке
статьи свое применение нашли ретроспективный анализ научной литературы, контент-анализ периодической
печати и материалов научно-практических конференций, диагностические
методы (анкетирование); практические
методы (личный опыт работы в системе
специального образования).
В статье представлена характеристика ключевых параметров, влияющих на состояние языкового статуса
слепых детей-билингвов. На их основе авторами разработана анкета для
родителей (законных представителей)
слепых детей-билингвов. Статья содержит результаты анкетирования,
проведенного в образовательных организациях, располагающихся на территории многонациональных субъектов
РФ. Полученные данные легли в основу разработанного языкового анамнеза слепых детей-билингвов. Данный инструмент может использоваться при работе со всеми обучающимися, для которых русский язык является неродным
Ключевые слова: тифлопедагогика, нарушения зрения, дети с нарушениями зрения, слепые дети, зрительные нарушения, дети-билингвы, двуязычие, детский билингвизм, материнский язык, язык социализации,
языковой статус, языковой анамнез,
анкетирование
Abstract: Currently, the number of
internally displaced persons is increasing both on the territory of the Russian
Federation and throughout the world as
a whole. There are quite a few of them
who bring up children with disabilities,
in particular the blind. Educational institutions face a global problem of building
an individual educational trajectory of
such students, taking into account their
special educational needs and the level
of language proficiency. In this regard,
there is an urgent need for diagnostic
tools that allow obtaining and displaying
the information necessary for the organization of the rehabilitation-educational
process, in which such students participate.
The aim of this article is to present the
essential characteristics of the medical
history of language development of
blind bilingual children, which ensures
the construction of an individual educational trajectory of the students targeted at overcoming their existing social barriers in linguistic and socio-ethnic identification.
In the course of the study, the authors
employed the retrospective analysis of
scientific literature, content analysis of
periodicals and materials of scientificpractical conferences, diagnostic methods (questioning), and practical methods
(personal experience of work in the
system of special education).
The article presents a characteristic of
the key parameters influencing the state
of language proficiency of blind bilingual children. On this basis, the authors
have worked out a questionnaire for the
parents (lawful representatives) of blind
bilingual children. The article contains
the results of the questioning carried out
in educational institutions situated on
the territory of multinational subjects of
the Russian Federation. The data obtained were used as the basis for the
development of the medical history of
language development of blind bilingual
children. This tool can be used while
working with all students for whom
Russian is not a native language
Key words: typhlopedagogy, visual
impairments, children with visual impairments, blind children, vision impairments, bilingual children, bilingualism, children’s bilingualism, mother
tongue, socialization language, language
proficiency, medical history of language
development, questioning
Для цитирования:
Полякова, Н. П. Сущностные характеристики языкового анамнеза слепых детей-билингвов / Н. П. Полякова,
В. В. Олешова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2023. – №3. – С. 40-56.
For citation
Polyakova, N. P., Oleshova, V. V.
(2023). Essential Characteristics of the Medical History of Language Development of
Blind Bilingual Children // Special Education. – 2023. – №3. – P. 40-56.