Файл статьи: PDF
Аннотация: В настоящее время как на территории Российской Федерации, так и во всем мире в целом увеличивается численность вынужденных переселенцев. Среди них немало тех, кто воспитывает детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности слепых. Перед образовательными организациями встает глобальная проблема построения индивидуальной образовательной траектории таких обучающихся с учетом их специфических образовательных потребностей и уровня языкового статуса. В связи с этим возникает настоятельная потребность в диагностических инструментах, позволяющих получить и отобразить сведения, необходимые для организации коррекционно-образовательного процесса, участниками которого являются такие обучающиеся. Цель статьи — представить сущностные характеристики языкового анамнеза слепых детей-билингвов, обеспечивающего построение индивидуальной образовательной траектории обучающихся, направленной на преодоление имеющихся у них социальных барьеров в языковой и социоэтнической идентификации. При подготовке статьи свое применение нашли ретроспективный анализ научной литературы, контент-анализ периодической печати и материалов научно-практических конференций, диагностические методы (анкетирование); практические методы (личный опыт работы в системе специального образования). В статье представлена характеристика ключевых параметров, влияющих на состояние языкового статуса слепых детей-билингвов. На их основе авторами разработана анкета для родителей (законных представителей) слепых детей-билингвов. Статья содержит результаты анкетирования, проведенного в образовательных организациях, располагающихся на территории многонациональных субъектов РФ. Полученные данные легли в основу разработанного языкового анамнеза слепых детей-билингвов. Данный инструмент может использоваться при работе со всеми обучающимися, для которых русский язык является неродным
Ключевые слова: тифлопедагогика, нарушения зрения, дети с нарушениями зрения, слепые дети, зрительные нарушения, дети-билингвы, двуязычие, детский билингвизм, материнский язык, язык социализации, языковой статус, языковой анамнез, анкетирование
Abstract: Currently, the number of internally displaced persons is increasing both on the territory of the Russian Federation and throughout the world as a whole. There are quite a few of them who bring up children with disabilities, in particular the blind. Educational institutions face a global problem of building an individual educational trajectory of such students, taking into account their special educational needs and the level of language proficiency. In this regard, there is an urgent need for diagnostic tools that allow obtaining and displaying the information necessary for the organization of the rehabilitation-educational process, in which such students participate. The aim of this article is to present the essential characteristics of the medical history of language development of blind bilingual children, which ensures the construction of an individual educational trajectory of the students targeted at overcoming their existing social barriers in linguistic and socio-ethnic identification. In the course of the study, the authors employed the retrospective analysis of scientific literature, content analysis of periodicals and materials of scientificpractical conferences, diagnostic methods (questioning), and practical methods (personal experience of work in the system of special education). The article presents a characteristic of the key parameters influencing the state of language proficiency of blind bilingual children. On this basis, the authors have worked out a questionnaire for the parents (lawful representatives) of blind bilingual children. The article contains the results of the questioning carried out in educational institutions situated on the territory of multinational subjects of the Russian Federation. The data obtained were used as the basis for the development of the medical history of language development of blind bilingual children. This tool can be used while working with all students for whom Russian is not a native language
Key words: typhlopedagogy, visual impairments, children with visual impairments, blind children, vision impairments, bilingual children, bilingualism, children’s bilingualism, mother tongue, socialization language, language proficiency, medical history of language development, questioning

Для цитирования:

Полякова, Н. П. Сущностные характеристики языкового анамнеза слепых детей-билингвов / Н. П. Полякова, В. В. Олешова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2023. – №3. – С. 40-56.

For citation

Polyakova, N. P., Oleshova, V. V. (2023). Essential Characteristics of the Medical History of Language Development of Blind Bilingual Children // Special Education. – 2023. – №3. – P. 40-56.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.