Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/1999-6993_2023_01_04
Аннотация: Научное обоснование проблемы коррекции ринолалии раскрывается в работах З. А. Репиной, В. Е. Агаевой, А. С. Балакиревой, Л. И. Вансовской, Т. В. Волосовец, Н. Ю. Григоренко, Т. Ю. Деруновой, И. И. Ермаковой, Н. В. Обуховой, Г. В. Чир¬киной и др. Авторы описывают методы, специфику и технологии преодоления речевых нарушений у детей с врожденной расщелиной неба в различные возрастные периоды. На сегодняшний день проблема оказания эффективной помощи детям с врожденной челюстно-лицевой патологией продолжает оставаться актуальной. В статье представлены исследования, выполненные на базе ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» и ГАУЗ СО «Многопрофильный клинический медицинский центр «Бонум». Лонгитюдное наблюдение за речевым развитием 193 детей раннего возраста с врожденной расщелиной неба позволило выделить среди них 4 группы детей разного возраста: 1) дети, речевое развитие которых формируется в соответствии с возрастной нормой, 2) дети с нарушением фонетического оформления речи, типичным для ринолалии, 3) дети с нарушением фонетического оформления речи в сочетании с лексико-грамматическим недоразвитием, 4) дети с системным недоразвитием речи в сочетании с выраженными неречевыми нарушениями. С учетом особенностей формирования речи у детей с врожденной челюстно-лицевой патологией определена дифференцированная кор¬рек¬ционная программа логопедической работы. Наиболее востребованы логопедические технологии коррекции ринолалии в работе с детьми второй и третьей групп. В отношении детей первой группы применение описанных логопедических технологий имеет профилактическую направленность, а для четвертой группы детей они являются вспомогательными, дополнительными средствами коррекционной работы.
Ключевые слова: дифференцированный подход, ринолалия, дошкольная логопедия, нарушения речи, дети с нарушениями речи, ранний возраст, задержка речевого развития, расщелина неба, ранняя уранопластика, логопедическая работа, челюстно-лицевые патологии, врожденная расщелина губы и неба
Abstract: The scientific foundations of the problem of rhinolalia correction are presented in the works by Z. A. Re¬pina, V. E. Agaeva, A.S. Balakireva, L. I. Vansovskaya, T. V. Volosovets, N. Yu. Grigorenko, T. Yu. Derunova, I. I. Ermakova, G. V. Chirkina, and others. The authors describe the methods, the specificity and the technologies for overcoming speech disorders in children with congenital cleft palate of different ages. To date, the issue of providing effective care to children with congenital maxillofacial pathology continues to be urgent. The article reviews the studies carried out on the base of the National Medical Research Center for Children's Health and the Multidisciplinary Clinical Medical Center “Bonum” of Sverdlovsk Region. A longitudinal observation of the speech development of 193 young children with congenital cleft palate made it possible to distinguish 4 groups of children among them: 1) children whose speech development is formed in accordance with the age-related norm, 2) children with a phonetic disorder of speech typical of rhinolalia, 3) children with a phonetic disorder of speech accompanied by lexico-grammatical underdevelopment, 4) children with a systemic underdevelopment of speech in combination with marked non-verbal disorders. Taking into account the peculiarities of speech formation in children with congenital maxillofacial pathology, the authors of the article have developed a differentiated program of logopedic rehabilitation. Logopedic technologies for rehabilitation of rhinolalia are exceptionally urgent in the work with the children of the second and third groups. In relation to the children of the first group, these technologies have a preventive orientation, and for the children of the fourth group they are auxiliary rehabilitation means.
Key words: differentiated approach, rhinolalia, preschool logopedics, speech disorders, children with speech disorders, early age, speech underdevelopment, cleft palate, early uranoplasty, logopedic work, maxillofacial pathology, congenital cleft lip and palate

Для цитирования:

Обухова, Н. В. Дифференцированная логопедическая работа в коррекции ринолалии при ранних уранопластиках / Н. В. Обухова, Т. Я. Мосьпан. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2023. – №1. – С. 44-57. DOI 10.26170/1999-6993_2023_01_04.

For citation

Obukhova, N. V., Mos'pan, T. Ya. (2023). Differentiated Logopedic Rehabilitation of Rhinolalia in Early Uranoplasty // Special Education. – 2023. – №1. – P. 44-57. DOI 10.26170/1999-6993_2023_01_04.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.