Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/1999-6993_2023_01_05
Аннотация: Статья посвящена анализу основных результатов применения системного подхода к изучению нарушений речи у детей в научных трудах профессора З. А. Репиной. Рассмотрены механизмы нарушения речи у детей с нарушениями артикуляционного аппарата, показана роль артикуляции и речевых кинестезий в формировании фонематической системы. На основе выделения и анализа ведущих расстройств в механизмах нарушения речи при ринолалии и дизартрии раскрывается смыслоразличительная роль фонемы как единицы фонематической системы, показываются возможности ее изучения и формирования через семантику слова, предложения, текста. В формировании фонематической системы у детей с нарушением артикуляционного аппарата важное место отводится развитию фонематического слуха и фонематического анализа. Выделяются два взаимосвязанных направления логопедической работы: формирование правильных артикуляционных позиций (с учетом специфики механизма нарушения речи) и формирование фонематических представлений. Подчеркивается взаимосвязь когнитивного развития и формирования языковых систем. Применение системного подхода к анализу механизмов нарушения речи у детей с моторной алалией позволило не только описать специфику нарушений формирования фонематической системы у этих детей, но и провести анализ нарушений грамматической звуковой языковой системы. Отмечено, что нарушения кинетико-кинестетического развития приводят к нарушениям формирования всех компонентов системы языка: фонетических, фонематических, морфологических. Содержание логопедической работы учитывает необходимость формирования функций грамматической системы — звуко-слуховой; дифференциации словообразующих аффиксов и грамматических признаков; морфологического анализа и синтеза слов по словообразующим аффиксам и грамматическим признакам.
Ключевые слова: системный подход, логопедия, нарушения речи, дети с нарушениями речи, речевые нарушения, фонематическая система, грамматическая система, нарушения артикуляционного аппарата, механизмы нарушения речи
Abstract: The article analyzes the main results of the use of a systemic approach to the study of speech disorders in children in the scholarly papers of Professor Z. A. Repina. The review considers the mechanisms of speech disorders in children with articulatory disorders and clarifies the role of articulation and speech kinesthesias in the formation of the phonemic system. Based on the identification and analysis of the leading defects in the mechanisms of speech disorders in rhinolalia and dysarthria, the scholar demonstrates the significative function of the phoneme as a unit of the phonemic system and describes the possibilities of its study and formation through the semantics of a word, a sentence, and a text. In the formation of the phonemic system of children with impaired articulation apparatus, an important role is given to the development of phonemic awareness and phonemic analysis. Two interrelated areas of logopedic work can be identified here: the formation of correct articulatory positions (taking into account the specificity of the mechanism of speech disorder) and the formation of phonemic skills. The interrelation between the cognitive development and the formation of language systems is emphasized. The application of a systemic approach to the analysis of the mechanisms of speech disorders in children with motor alalia allowed the researcher not only to describe the specificity of malformation of the phonemic system in these children, but also to analyze the disorders of the grammatical sound language system. It is noted that disorders of kinetic-kinesthetic development lead to the malformation of all components of the language system: phonetic, phonemic, and morphological. The content of logopedic rehabilitation should take into account the need to form the functions of the grammatical system — sound-auditory; differentiation of word-forming affixes and grammatical features; morphological analysis and synthesis of words taking into account word-forming affixes and grammatical features.
Key words: systemic approach, logopedics, speech disorders, children with speech disorders, disorders of speech, phonemic system, grammatical system, articulatory disorders, mechanisms of speech disorders

Для цитирования:

Филатова, И. А. Системный подход к изучению нарушений речи у детей в научных трудах профессора З. А. Репиной / И. А. Филатова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2023. – №1. – С. 58-69. DOI 10.26170/1999-6993_2023_01_05.

For citation

Filatova, I. A. (2023). A Systemic Approach to the Study of Children’s Speech Disorders in the Works by Professor Z.A. Rerpina // Special Education. – 2023. – №1. – P. 58-69. DOI 10.26170/1999-6993_2023_01_05.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.