Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/1999-6993_2023_01_08
Аннотация: Данная работа посвящена актуальной и малоисследованной проблеме — влиянию жанра устного дискурса на частоту и распределение ошибок в речи детей с первичным недоразвитием речи. В отечественной литературе лингвостатистических исследований речевых ошибок у детей не проводилось. В настоящем исследовании предпринята экспериментальная проверка рабочей гипотезы: распределение ошибок может зависеть не только от языковой компетентности, но и от жанра дискурса, производимого ребенком. У двух групп испытуемых (10 детей 6,5 лет с первичным тотальным недоразвитием речи (ПТНР) и 14 сверстников с нормой развития) получен корпус устных текстов двух жанров устного дискурса — вымышленного нарратива и рассуждения в форме диалога. В ходе лингвостатистического анализа вычислялись индексы лексических, морфологических, синтаксических и деривационных ошибок: а) частоты ошибок каждого типа и б) процентного распределения ошибок каждого типа среди всех ошибок. Результаты анализа показали, что жанр устного дискурса значимо влияет на распределение ошибок. Такие жанры, как вымышленный нарратив и рассуждение, оказывали существенно разное влияние на разные типы ошибок. Межгрупповые различия выявились преимущественно в текстах рассуждения. Жанровое влияние на распределение ошибок в группах различалось: у детей с нормой развития это затрагивало лексические и морфологические ошибки, а у детей с ПТНР — лексические и синтаксические ошибки. Полученные результаты подтвердили наше предположение, что источником ошибок может являться не только недостаточная языковая компетентность детей (что соответствует традиционному объяснению), но и незрелость когнитивного обеспечения функциональной системы языка и речи.
Ключевые слова: детская речь, устный дискурс, лексические ошибки, грамматические ошибки, недоразвитие речи, дошкольная логопедия, нарушения речи, дети с нарушениями речи, шестилетние дети, речевые нарушения, развитие речи
Abstract: The given paper is devoted to an urgent and underinvestigated issue – the impact of the genre of oral discourse on the frequency and distribution of errors in the speech of children with primary developmental speech/language disorder. Russian logopedic literature contains no linguo-statistical studies of speech/language errors of children with primary speech underdevelopment. The current study aims at experimental testing of the hypothesis that the distribution of errors may depend not only on linguistic competence, but also on the genre of the discourse produced by the child. Two groups of subjects (10 6.5-year-olds with primary total underdevelopment of speech and 14 typically developing peers) were assessed individually, and texts of two genres of oral discourse (fictional narrative and reasoning dialogue) were included in the experiment corpus. During a linguo-statistical corpus analysis of lexical, morphological, syntactic, and derivational errors, two parameters were estimated: a) the frequency of errors of each type and b) the percentage distribution of errors of each type among all errors. The results of the error analysis have shown that the genre of oral discourse significantly influences the error distribution. Different genres (fictional narrative vs. reasoning dialogue) had a significantly different effect on different types of errors. Differences between the groups were mainly found in reasoning dialogic texts. The influence of the genre of the text on the distribution of errors in the groups differed: in the group of typically developing children, the genre influenced lexical and morphological errors, while in the group of children with primary total underdevelopment of speech, it touched upon lexical and syntactic errors. The results obtained have confirmed the assumption that errors may be caused not only by insufficient language competence of children (as traditional explanations claim), but also by immaturity of the cognitive resources of the functional system of language and speech.
Key words: children’s speech, oral discourse, lexical errors, grammatical errors, speech underdevelopment, preschool logopedics, speech disorders, children with speech disorders, six-year-olds, disorders of speech, speech development

Для цитирования:

Корнев, А. Н. Влияние жанра устного дискурса на распределение лексических и грамматических ошибок у детей 6 лет с первичным недоразвитием речи / А. Н. Корнев, И. Балчюниене. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2023. – №1. – С. 90-103. DOI 10.26170/1999-6993_2023_01_08.

For citation

Kornev, A. N., Balčiūnienė, I. (2023). Impact of the Genre of Oral Discourse on the Distribution of Lexical and Grammatical Errors in 6-year-olds with Primary Speech Underdevelopment // Special Education. – 2023. – №1. – P. 90-103. DOI 10.26170/1999-6993_2023_01_08.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.